Характерные особенности импрессионизма


Характерные особенности импрессионизма

Импрессионизм (фр. impressionisme, от impression - впечатление) - художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX ст. , что сделало огромное влияние на все следующее искусство. Представители его стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, непостоянные состояния природы. Импрессионизм зародился в 1860-х годах в Франции, когда художники внесли в живопись многообразия и сложность городского быта, свежесть и непосредственность восприятия мира. Для их произведений характерное изображение случайных ситуаций, смелость композиционных решений, которая кажется неуравновешенность, фрагментарность композиции, неожиданные точки зрения, ракурсы, срезы фигур рамой. Родственное живописному импрессионизму многообразия нюансов чувств и расположений духа оказывается в поэзии и музыканту

Во второй половине прошлого столетия ( 70-начало х гг. ) в Франции начала работать группа молодых художников. Впервые в истории искусства художники сделали для себя правилом писать не в мастерские, а под открытым небом: на березе реки, в поле, в лесе.

После выставки в Париже этих художников стали называть импрессионистами, от французского слова 'impression'- что значит 'впечатление'. Это слово подходило к их роботам, так как в них художники передавали свое непосредственное впечатление от увиденного. Художники по новому подошли к изображению мира. Главным для них стали трепетный свет, воздух, в который как бы погруженные фигуры людей и предметы. В их картинах чувствовал ветер, влага после дождя, нагретая солнцем земля. Они стремились рассмотреть и показать странное богатство цвета в природе. Импрессионизм был последнему большому художественным движением в Франции 19 столетие.

Нельзя сказать, что путь художников-импрессионистов был легкий. Сначала их не признавали, их живопись казалась слишком смелой и необыкновенный, над ними смеялись. Никто не хотел покупать их картин. Но они упорно шли своим путем. Ни бедность, ни голод не могли заставить их отказаться от своих убеждений.

Прошло много лет, некоторых из художников-импрессионистов уже не было в живых, когда в конце концов их искусство было признано.

В русле этого направления работал один из наибольших французских художников 19 столетие Эдуард Мане (1832-1883). К тому свежестью и чистотой тонов изображал Мане уголки Парижа, громкие бары, образы своих современников, не сложные по мотивам натюрморты. Любая его картина поражает острой наблюдательностью, волей и легкостью мазка, смелой изысканностью цветистых соединений, Это был художник-новатор, который нередко подвергался нападкам официальной французской критики. Впрочем, это пришлось подвергнуть испытанию всем импрессионистам, признание и слава к которым пришли не сразу.

Одним из мастеров импрессионизма был Клод Моне (1840-1926). Он работал главным образом в области пейзажа. Моне и близкие к нему художники - Ренуар, Писарро и Сислей - обратили внимание на то, что тот самый пейзаж представляется совсем другим в солнечный или облачный день, при утреннем или вечернем свете. Заметив также, что тени от предметов совсем не черные, а имеют определенное крашение, они выгнали черный цвет со своей палитры.

Моне писал тот самый вид в разное время пор. Такие его серии 'Стога сена' и 'Руанський собор'. Быстрыми будто бы небрежными мазками Моне писал раскачанное от витеру поле и полную движения улицу Парижа. Он чудесно умел передать на полотне и жгучее марево летнего дня, и влажный снег мягкой французской зимы.

Жизнерадостное восприятие мира, имеющееся в целом всему импрессионизма, особенно четко проявилось в творчестве одного из наибольших представителей этого направления Огюста Ренуара (1841-1919). Его привлекали молодежи свежие лица, естественные, непринужденные позы. В сделанных им портретах нет психологической глубины, но сходство с оригиналом в них установлено тонко, привлекает живой блеск глаз, нежные отсветы окружающих цветистых тонов на коже лица. Одно со значительных полотен Ренуара - 'Балл в саду Мулен где ла Галет'. Художник будто бы зафиксировал свое мгновенное впечатление от пестрой подвижной массы людей. Тяжело на расстоянии рассмотреть каждый предмет во всех деталях, и Ренуар рисует их лишь в общем, словно смотря удалили. Он, как и другие импрессионисты, отказался от тщательного выписывания формы каждого предмета, сосредоточив внимание на передаче этой формы в трепетных отблесках того или другого освещения.

Ряд новых творческих задач поставил перед собой Едгар Дега (1834-1917). Он примыкал к направлению импрессионистов, хотя его живописные приемы были другими. В центре искусства этого художника стоит изображение человека. Он писал людей разных общественных пластов: модисток, прачек и гладильщиц за работой, балерин у минуты отдыха, на или репетициях во время выступлений на сцене; бытовые сценки - в кафе, на улице, на прыжках. Дега умел заметить необыкновенный выразительный жест, найти редкий угол зрения (сверху или сбоку), что сообщает изображению остроту и новизну. При первом взгляде на его полотна кажется, что это случайно увиденный, как бы выхваченный шмат действительности. На самом деле в них все тщательно продуманно. Вот этой четкой композицией, а также внимание к определенности и четкости линий произведения Дега отличаются от работ других импресионистив.

Одновременно с импрессионистами в 80-х гг. В Франции выступает со своими картинами голландец Винсент Ван-Гог (1853-1890), искусство которого теснейшим образом связано с развитием французской живописи. Владея яркой самобытной индивидуальностью, Ван-Гог выработал свою собственную живописную манеру. Человек напряженной внутренней жизни, обостренных чувств, художник не мог смириться с окружающей действительностью, полной противоречий и несправедливости. Образы его картин выкрашены пессимистическими и тревожными расположениями духа. Дорогой портрет, или пейзаж натюрморт наполнен в Ван-Гога теми неспокойными чувствами, которые возмущали и его самого. Он досяг небывалого до сих пор в искусстве эмоционального влияния цвета, динамичности мазка и линий, острой выразительности форм. В его картине 'Кафе вечером' интенсивно синее небо кажется зловеще пасмурным, несмотря на огромные сияющие звезды. Пронизывающе-ярким, лимонно-желтым светом залитое уличное кафе. В нем сидят посетители, по улице идут прохожие, но над всем властвует расположение духа пустынности и тоскливого одиночества. Тот же расположение духа присутствующее и в картине 'Ночной кабачок в Арле'.

При жизни Ван-Гога его картины не встретили признания и были высоко оценены лишь згодом.

Более поздний признание получило и творчество Поля Сезанна (1839-1906). Опирая на отдельные завоевания импрессионистов, он во многом отходит от них, создав свою особую манеру. Художник стремился найти постоянный, что не зависит от освещения в данный момент цвет изображаемого предмета. Сущностью его поисков была передача формы соотношениями цветистых тонов. 'Цвет лепит предметы', - говорил Сезан. Так, в 'Натюрморте с персиками и грушами' форма каждого предмета передана тончайшими градациями цвета, а композиционное расположение продуманно во всех деталях.

Все кажется материально ощутимым и объемным. Но, завоевав эти качества, живопись Сезана потеряла, однако, конкретность в изображении реальных предметов. Часто в его произведениях нельзя понять, какие именно фрукты изображены, какие взятые ткани, из чего сделанный тот или другой предмет. Эти элементы абстрагирования, заложенные в самом методе Сезана, привели со временем искусство его последователей к полной условности форм и отвлеченности.

Поиски своего особого пути в искусстве характеризуют и творчество Поля Гогена (1848-1903). Подобно Ван-Гогу, он тоже хотел протестовать своим искусством против окружающей действительности. Но он не преодолевал с ее пороками, а бег от них. В1891 г. Гоген едет на Таити - один из островов Тихого океана. Художника пленяет экзотическая природа этого острова, а жизнь тайтянських племен, нетронутых современной цивилизацией, привлекает его своей наивностью и чистотой. В картине 'Тайтянка, которая держит плод' силуэт женщины очерченный простыми и ясными контурами.

Художник любуется ее спокойным смуглым лицам, естественной грацией позы. Узор юбки напоминает форму областей и писем над главой женщины. Гоген не стремится к оптической верности в передаче окружающего мира. Он пишет не столько то, что видит, сколько то, что хочет увидеть вокруг себя. Картины Гогена по своей плоскостности, орнаментальности и яркости красок напоминают декоративные ткани и определенной мерой - искусство восточных народов. Кроме того, Гоген вызвал своим творчеством большой интерес к культуре неевропейских народов, и это составляет его несомненную заслугу.

Итак, как видим, импрессионизм - это художественный стиль в искусстве последней трети XIX - начала XX ст. , что сделал огромное влияние на все следующее искусство. Характерными признаками его является то, что его представители стремились передать непосредственное впечатление от окружающего мира, непостоянные состояния природы.

Использованная литература:

Искусство современности и прошлого. - К. , 2001.

Украинская и зарубежная культура. - К. , 2000.





Вернуться назад