Художественная культура Киевской Движении

Главная - Культура - Художественная культура Киевской Движении

Художественная культура Киевской Движении

Культура Киевской Движении явилась на грунте материальных и духовных достижений тех народов, которые на протяжении предыдущих тысячелетий заселяли нашу землю. Частые миграции населения, которые происходили в старинные времена на ее территориях, оказывали содействие бодрому культурному обмену между народами. Но вместе с тем они приводили и к значительному разрушению отдельных культурных образований, которые иногда и совсем исчезали вследствие ассимиляции или уничтожение.

В искусстве Киевской Движении значительного расцвета приобретает монументально-декоративный живопис.

С культовой архитектурой Киевской Движении связанные такие виды искусства, как живопись, художественная мозаика, майолика. Первыми художниками на Движении были греки и местные "книгочеи" - мастера миниатюры, дальше - творцы фресок и мозаик. Жанры, которые их развивали мастера, - это библейские, аллегорические образы, портрет, бытовые сцены из княжеской жизни.

Еще к внедрению христианства на Движении существовала определенная традиция живописи, а с христианизацией она развивается и становится важным элементом культуры средневекового государства. Неотъемлемой частью сооружений киевского государства Х-ХИИИ ст. были роскошные украшения, в частности в церквях. Византийская церковь, а за ней и украинская стремились вызвать в верующих сильные эмоции, переживание. И потому внешняя архитектура и внутренняя декоративность, украшения и весь молитвенно-литургийный обряд должны были служить этой цели. Идеолоиия византийского православия была воплощенная ярчайший в храмовой росписи в его двух главнейших формах И его двух главнейших формах: иконописанни и стинописив.

Живописные изображения в храмах были своеобразной Библией для тех, кто не знал грамоты. Византийская живопись распространилась в Киевской Движении в X ст. в форме монументальных стенных росписей (фресок) и мозаик. Обрамление Десятинной церкви начинает киевскую художественную школу. Мозаики Десятинной церкви не сохранились, а от фресок остались лишь обломки.

Мозаики и фрески Софийвського собора в Киеве принадлежат к виднейшим памяткам украинского и мирового искусства. Уцелевшая лишь треть всей живописи (260 м2 мозаик и около 3000 м2 фресок). Мозаичная палитра начисляет 177 оттенков. Фрески имели как религиозный сюжет, так и целиком светский змист.

Мозаики Софийвського собора отмечаются высокой техникой выполнения. Украшения собора дополняют фрески, а среди них отдельно отличаются портреты членов Ярославовой княжеской семьи. Это были первые образцы светской живописи в древнерусском искусстве.

Из середины XII ст. в самостоятельных княжествах - Киевскому, Черниговскому, Переяславському, Галичскому и Волынскому - создаются местные самобытные художественные школы. Фресковая роспись полностью заменяет настенную мозаику. Все они были объединены единым стилевым направлением, но имели и свои особенности. Характерными памятками этого периода являются храмы Богородицы Пирогощи (1132 г. ), Кирилловский (1146 г. ), Василивський (1183 г. ), Борисо-Глибський (1128 г. ) и Успенский в Чернигове ( 40-и года XII ст. ).

Среди всех видов изобразительного искусства или не более всего поражают мозаики Софии Киевской, Михайловского Златоверхого монастыря и др. Настенные мозаики использовались в сооружениях Киевской Движении из конца X к началу XII столетие: ими украшали интерьеры княжеских дворцов и почти всех храмов во времена Владимира Большого и Ярослава Мудрого.

Это искусство требовало большого мастерства. На основу наносили пласта тиньку, быстро покрывали изображения красками и втискивали кубики ризноколирной смальты. Из наименьших кубиков (4x7 мм) излагали лицо, руки, с больших - одежду, фон, предметы.

Поражает исключительная насыщенность цвета софийвських мозаик, которая достигалась использованием огромного количества оттенков смальт (всего 177 оттенков). Наиболее употребляемыми цветами были золотой, зеленый, коричневый, синий, желтый, красный, пурпуровый, серебряный и др. Кубики втискивались под разными углами, благодаря чему изображения переливалось в светлые солнца и лампад. К X ст. в византийском искусстве сложились определенные правила и порядок преподавания мозаик, но на Движении они имели свою специфику. И сегодня, как и много возрастов тома, ласкают глаз настоящие шедевры искусства: образы "Пантократора", "Оранти", "Деисуса", "Благовещение" Киевской Софии и других соборив.

Тем не менее основным видом древнерусского изобразительного искусства была фресковая живопись. Специфика его заключается в том, что он делается на влажном тиньку, а завершается и подправляется со временем. Художественный эффект от фресковой живописи чрезвычайный, поэтому не удивительно, что в XII ст. он вытеснил мозаику. В Киевской Движении в течение X-XI ст. распространялась техника живописи византийских художественных школ. Однако, местные мастера вносили новое, и с каждым десятилетием древнерусская фресковая живопись приобретает самобутниших национальных черт. Цветная гамма фресок большей частью сдержана. Доминируют оливковые, розовые, голубые, зеленые и коричневые тоны. Это можно проследить на примере софийвських "Воскресение", "Сошествие в ад" и др. Рядом с монументальной живописью на Движении развивается иконопись. В конце XI ст. сложилась киевская школа иконописи.

За христианской легендой, первым иконописцем считают евангелиста Луку. Сведения об иконах содержат древнерусские летописные источники Х ст. Произведений древнерусской иконописи сохранилось очень мало. Известнейшей иконописной мастерской XI-XII ст. была Печерска, где работал Алимпий со своими учениками. В конце XI ст. сложилась киевская иконописная школа. С ней связанные такие шедевры иконописи, как «Ярославская Оранта» (XII ст. ), «Устюзьке Благовещение» (XII ст. ), которые сохраняются в Третяковський галереи, икона «Борис и Глеб» (XIII ст. ), что экспонируется в Киевском музее русского искусства. С именем Алимпия отдельные исследователи связывают икону «Печерской Богородицы».

Выдающимся иконописцем Киевской Движении был Алимпий Печерский. Среди икон XII ст. привлекает внимание икона "Ярославская оранта" - одна из древнейших, посвященных Деве Марии. Исследователи относят ее к киевской школе. В XII ст. в связи с постоянной внешней угрозой нашествия кочевников особенно близкими живописи были идеалы военной доблести. Распространение приобрели икону "Воин^-воина-георги-воина", "Дмитрия Солунського", "Архангела", или "Золотой^-Золотой-ангел-золотой Волосы". В этот период появляются иконы с изображением первых русских святых - Бориса и Глеба. Традиции Киева распространяются на иконописные школы Галицко-Волынского княжества и других русских земель. Примером может быть икона "Волынской Богоматери" (ХИП ст. ), выявленная на Волыни в Покровской церкви г. Луцка.

Развитие живописи подтверждают и портретные миниатюры, которые украшали "Изборник" 1073 г. , "Трирський псалтырь" (1078-1087 гг. ). По мнению исследователей, миниатюры "Трирського псалтыря" выполнено во Владимире-Волынском. На них изображенные князь Ярополк и его жена Ирина, а также иметь Ярополка, Гертруда. Высоким мастерством отмечаются миниатюры "Рождества Христового", "Распятие", "Христос на троне", "Богоматерь на троне".

Большой славой пользовались киевские ювелиры за свою утонченную чеканку, золочение, гравировку, технику эмали и зерне. Это знаменитые киевские "змийвники", лунници, колти, украшенные зерню или эмалью, изделия художественного ремесла Движении, которое в значительном количестве вывозились за границу. Вещи, изготовленные в Киеве, Галиче, Чернигове и в других городах, случаются во время раскопок во всех европейских крайнах.

Внедрение христианства на Движении справило мало большое влияние на развитие каменной архитектуры. Сводятся Десятинная церковь, Софийский собор, церкви Кирилловская, Спаса на Берестови, монастыре Выдубицкий и Лаврский в Киеве, Спасо-Преображенський, Борисоглибський соборы та церковь Пятницы на торга в Чернигове. Еще одним известным храмом Киевской Движении есть Михайловская церковь Выдубицкого монастыря. Ее было заложено в 1070 г. на березе Днепра. Главным сооружением ансамбля Киево-Печерского монастыря был Успенский собор. Его было сведено в 1073-1075г. г. , а разрушено во время второй мировой войны. В наше время его восстановлено. На Владимирской горке в 1108-1113 г. г. было сведено Михайловский собор (разрушено в 1934-1935г. г. для строительства правительственного центра, который тоже восстановленный в наше время. На первом месте - Софийский собор. За размерами собор превышал византийские храмы. На стенах собора было много фресок со сценами мирской жизни: охота на диких зверей, народные игры, гуляние и т.д.

Уникальной памяткой скульптуры является саркофаг Ярослава Мудрого (Х-ХИ ст. , сохраняется в Киевском Софийском соборе) из белого мрамора, покрытый замечательным растительным орнаментом с христианской символикой. Центральный мотив саркофагу - это три креста с разнообразной символикой, которые воплощают образ Св. Троицы, основного объекта новопринятого христианства. Многочисленные скульптурные мраморные элементы украшали Десятинную церковь - одну из величественных храмов княжеской Украйни-Руси. Значительное количество рельефных орнаментальных украшений имеет собор Софии Киевской .

К нашему времени сохранились фрагменты каменных скульптур, которыми украшались фасады Борисоглибського собора в Чернигове (1120-1123). Речь идет о шести совершенных каменных капителей, найденных во время раскопок в окружении собора. Наиболее известной есть капитель с изображением дракона и орла.

Киевская Русь, усвоив лучшие достижения народов восточных славян, на протяжении ИХ-ХИИ с. отстроила самобытную и высокую культуру, которая заняла выдающееся место среди культур стран Европы и Азии.

Относительно скульптуры, то православная церковь осуждала статуарную скульптуру. Поэтому с принятием христианства в 988 г. было уничтожено значительное количество языческих скульптур. На сегодня известнейшей из них есть статуя Святовида (найденная в 1848 г. на г. Збруч Тернопольская обл. . ), которая ныне сохраняется в Польши. И все же скульптура была важным элементом христианских церквей: это рельефы, изгороди хоров, капители колонн, рельефы антаблементов и т.п.. Основным материалом был мрамор и розовый шифр. Интересной памяткой древнерусской мелкой пластики есть барельеф, на котором изображенная Богоматир-Одигитрия с дитятею. Его нашли в руинах Десятинной церкви. Как считают исследователи, он был изготовлен местными мастерами для обрамления фасада церкви.

Сохранились шиферные плиты в Спаському соборе Чернигова, Михайловскому Златоверхом монастыре и в Кисво-Печерський лавре. Рельефы на плитах выполнены с большим мастерством, которое свидетельствует о высоком уровне развития ризьбярства. Выдающимся достижением киевских резчиков на камне есть небольшие иконки. Чаще всего на них изображенные первые русские святые Борис и Глеб, а также Дмитрий Солунський, Богородица, Спас и др.

Высокого уровня развития достигло на Движении И декоративно-ужиткове искусство. В нем оказались черты древнерусской эстетики, а также многовековые традиции восточных славян. Особенностью древнерусского прикладного искусства было сосуществование элементов языческой и христианской идеологии.

Чрезвычайной декоративностью отмечались изделия художественного ремесла. Отливали множество предметов - от пуговиц до звонов. Известными примерами художественного литва есть медный хорос, найденный на Подоле в Киеве. Также значительного распространения набрало кукование и чеканка меди, серебра, золота. К бронзовым и железным изделиям применяли технику инкрустации золотом, серебром. Особенно тонкой была техника скани, которая использовалась при изготовлении женских украшений, окладов книг и т.п..

Техника эмалей пришла на Русь из Византии. Процесс изготовления перегород частых эмалей - один из найскладниших, и киевские мастера достигли в этом значительных успехов. Характерным для древнерусских изделий из эмали есть синий, красный, зеленый и белый цвета Техникой перегород частой эмали украшали ценные золотые изделия - диадемы, барми, колти, гривны, рясни и Др. Известнейшими произведениями ювелирного искусства Движении считают две диадемы княжеской парадной одежды.

Древнерусские мастера хорошо владеть техникой стеклоделия, майоликовое! керамики. Этому оказывало содействие строительство каменных храмов, для внутреннего декора которых использовали смальту, керамические плитки. Ими излагали подлоги в храмах и дворцах Киева, Билгорода и других мост. В галичских монументальных зданиях широко использовали рельефные плитки с изображениями грифонов, орлов, соколив.

Склороби, кроме смальт, изготовляли ризноколирни браслеты, ожерелья, перстне, кубки, чары, другие предметы бытового назначения Главным центром их производства был Киев. Как считают исследователи, древнерусские мастера знали секрет изготовления хрусталя.

Распространенным видом ремесла на территории Движении были также резьба по дереву и кости. Резчики по дереву украшали фасады зрубних зданий, вещи домашнего употребления, лодки, сани и т.п.. Резьба по кости, особенно северных регионов Киевского государства, получила признание не только у себя в стране, но и международное.

Таким образом, культурное развитие Движении ИХ-ХПИ ст. находился на высоком европейском уровне. Об этом свидетельствует развитие оригинальной местной литературы, определенное уровень образования и научных знаний. Изделия декоративно-прикладного искусства, которые вышли из русских мастерских, приводили в удивление техникой выполнения и художественным совершенством. К сожалению, неблагоприятные внешнеполитические факторы следующих столетий прервали яркий и неповторимый культурный процесс Киевского государства.