Положение Украинской журналистики в 20-х годах

Главная - Культура - Положение Украинской журналистики в 20-х годах

Вступление

Проблема значения периодических изданий в общественно-политической и культурно-художественной жизни народа сложная и многоаспектная. Для возрастами лишенных государственности украинцев, которые сохранили свою национальную самобытность в сфере культуры, эта проблема приобретает дополнительный вес. Значение украинской периодики в духовном самоутверждении народа тяжело преувеличить. На каждом из этапов историко-литературного процесса 19-20 столетий общественная-литературно-общественная печать не только пропагандировала художественное творчество, а и выполняла функцию популяризатора общественно-политической мысли, новых философских идей, научных достижений, художественных рухив.

Двадцатые года были первыми годами восстановительного периода, годами новой экономической политики, одним из актов которой было разрешение в ноябре 1921 года работы частных издательств. Это время было определяющему в становлении украинского литературного и искусствоведческого журнала. В периодической печати НЭП дал значительный цифровой взлет: в 1920 году - возле 136 журнальных названий (русским и украинским языками), в1923 больше - 250 . Вызвано это двумя взаимосвязанными факторами: во-первых, появлением частных издательств, во-вторых, активным ростом издательств государственных, которые часто назначались для противодействия первым, и количество которых возрастало пропорционально к их количеству.

Пока книгоиздательское дело не заработало на полную мощность, журнал был оперативным информатором в разных областях науки, техники, искусства. На сегодня периодические издания тех лет является неисчерпаемым источником для исследователей. Без изучения периодики этого большого поля национальной духовной жизни, которой часто становилось ареной борьбы за украинский язык и культуру, не могут всесторонне и полно освещаться ни история общественной мысли, ни национальное художественный^-художественно-художественное-научно-художественноЯС движение во всем его богатстве и сложности.

Журналы 20-х 30-х гг. , такие как “Глобус”, “Жизнь и революция”, “Пути искусства”, “Критика”, “Книжник”, “Плуг”, “Закалка” и много других, представляют весомую составную часть истории украинской советской литературы. Унаследовав лучшие традиции старшего журнального “поколения”, к которому принадлежат “Научный^-научен-научный-литературно-научный вестник”, “Киевская старина”, “Правда”, “Житие и слово”, они вместе с тем стали представителями новаторских поисков, смелых экспериментов в области тематики, стиля, напрямив.

Одним из популярнейший изданий того времени была газета “Красный путь” , о котором исследователь литературы сказал: “С возникновением “Красного пути”, который объединил и групповых и позагрупових писателей, в развитии украинской советской литературы” . Он был задуман как большой научный^-научен-научный-литературно-научный и общественно-политический месячник, который имеет простойные отделы:

а) изящной словесности;

б) научный;

в) общественно-политический;

г) библиографический^-библиографический-книжно-библиографический;

д) хроники.

Хотя это было предусмотрено первоначальным замыслом структуры журнала, но в процессе деятельности его наибольших достижений было достигнуто первым отделом, из-за чего “Красный путь” вошел в историю со статусом “художественной-художественный-литературно-художественный”.

Художественные части в массовых журналах такого типа необходимо рассматривать как составное и очень важное звено литературного процесса. Специфика ее усталость, что она наиболее связана с ежедневной жизнью общества, охватывает широчайшие круги читателей, из которых большинство очень мало осведомлено с литературной жизнью. Массовый журнал распространяется в найвиддалениши уголки страны, куда “большая” литература еще не доходит. Именно через это художественный материал берет на себя функцию воспитания, оформление художественных вкусов массового читателя.

“Красный путь” появляется в оптимальный для развития украинской культуры время -1923 год. Этим роком начинал период так называемой украинизации, который длился до 1929 года. Главная роль в создании концепции украинизации принадлежала О. Я. Шумському - члену оргбюро ЦККП(б)У и одному з редакторов “Красного пути”. Интерес к двадцатый обусловлен тем, что в настоящее время украинизация достигла высочайшего своего развития, совпав во времени с периодом украинского возрождения. Ведь создание журнала находилось в тесной связи с новой политикой и было ее наслидком.