Отношение к этносам и религий в Римской империи

Главная - Культура - Отношение к этносам и религий в Римской империи

Вступление.

На протяжении многих столетий Рифм был мощнейшим государством античного мира. История Римского государства - это история бесконечных завоеваний, расширение территории, завоеваний и многочисленных войн. С небольшого государство^-государства-города-государства Рифм разросся к мировой империи, равной которой не знает история старинного мира. На пути римских легионов случались и первоначальные племена, и високорозвинути цивилизации. И важной чертой римской культуры, в отличие от многих других, есть удивительная способность римлянинов воспринимать достояние разных культур и способность применять их в своей жизни. Знайомлячись с новой культурой римлянины старались перенять ее достижение, завоевывая новую территорию они поглощали достижение народа, который ее заселял. Начиная военные действия, римлянины старались задобрить богов, но не только своих, а и вражеских, желая переманить бога, отвернуть его ласку от вражеского войска и склонить божество на сторону римлянинов. Очень часто бог заслуживал повагу римлянинов и оставался среди римских божеств. Именно этим, наверное, можно объяснить многочисленность римского пантеона и разнообразие культов и обрядов, которые существовали в Риме.

На зрении своей истории Рифм был небольшим городком в Лацию, области в средней Италии на юг от Тибру. Сперва Рифм ничем не отличался среди других соседних городов и находился под влиянием более высокоразвитой етруськой культуры, которая властвовала к тому времени Лацию, но в VI и в начале V ст. римлянины освободились от етруського господства. Культура этрусков наложила отпечаток на дальнейшее развитие римского общества, римлянины переняли важнейшие достижения етруськой культуры и опираясь на эти достижения создали свое государство. И в отличие от этрусков римлянины отказались от царской власти, их государство опиралось на средних граждан и учитывала их интересы. На протяжении V ст. римлянины утвердили свою гегемонию в Лацию, постепенно под их власть переходят и етруськи города. В IV-ИИИ ст. Римлянины подчинили Этрурию, Кампанию, Самний и ряд других областей Италии, в состав их государства были включены греческие города-государства. В 265 г. римлянины захватили етруське город Вольсиний, и этим были завершены завоевания Италии.

Таким образом, завоевание Италии Римом, которое началось установлением римской гегемонии в Лацию, продолжительно почти 200 лет. Нельзя говорить о беспрерывном победном наступлении римлянинов, так как Рифм не раз испытывал поражений. Рыму пришлось столкнуться, с такими противниками, которые своим общественным развитием стояли ниже за римлянинов: в большинстве итальянских племен сохранялся еще родовой порядок; с другой стороны, Рифм боролся с народами, которые стояли выше за него в культурном отношении, - с этрусками и итальянскими греками, но у этих народов не было политического единства, их армия была преимущественно нанимаемой, тогда как римские воины защищали собственные интересы. Наверное, именно поэтому эти народы вынужденные были подчиниться Риму. В успехах Риму большую роль сыграла дипломатия : принцип divide et impera - разделяй и владычествуй - был ведущим во внешней политике Риму. Почти в каждой войне Рифм выступает в союзе с другими племенами или городами. Он нередко расстраивает союз своих противников, и это дает победу. Следствием римских завоеваний было образование федерации подчиненных Риму племен и мост и распространение рабовладельческих отношений на территории всего Апеннинского пивострова.

Покорение Римом итальянских племен и мост не означало создания централизованного государства. Города и племена жилы еще самостоятельной, обособленной жизням. Сам же Рифм сохранял черты города-государства, с которым подчиненные города и области находились в договорных отношениях. Настоящий договор был принудительным. Разные племена и города вошли в федерацию не на одинаковых правах. Некоторым из них было даровано право римского гражданства. Такие города назывались муниципиями. Муниципий сохраняли автономию в решении вопросов внутренней жизни. Некоторые из них пользовались полными правами, другие не имели политических прав - их граждане не могли принимать участие в политической жизни, т.е. не имели права голоса. Ниже мост, которые достали римское гражданство, стояли города, которые имели латинское гражданство. Третьей (найчисленнишу) группу составляли союзники. Условия союзных договоров также были неодинаковыми. Общим было то, что все союзные города лишались права вести собственную внешнюю политику и обязывались предоставлять военную помощь.

Население Риму и завоеванных областей делилось на несколько групп, которые различались за степенью правоспособности. Полную правовую способность имели только римские граждане (cives). Полная правоспособность характеризовалась такими чертами: a) jus connubii - право брака, т.е. право брать квиритський брак, который супроводився определенными юридическими следствиями (родительская власть, право детей на наследство и др. ); б) jus commercii - полная имущественная правоспособность с правом обращаться к римскому суду для защиты своих имущественных интересов; в) jus sufragii - право голоса, т.е. участия в народном собрании; г) jus honorum - право выдвигать свою кандидатуру на государственные должности. Понятие “латыни” касалось сперва жителей свободных латинских городов. По договорам с Римом им было предоставлено jus comercii (имущественную правоспособность) , а некоторым предоставлялось и jus connubii (право брака). Jus migrationis давало право гражданам союзных городов достать право полного гражданства при переселении у Рифм.

После Латинской войны (340-338 гг. ) некоторые жители городов Лацию достали право римского гражданства, другие же продолжали называться латынями. За ними сохранялось право брака и имущественная правоспособность, одинаковая с римлянинами, но они не брали никакого участия в римской политической жизни. Правда, когда они переселялись в Риму и проходили ценз, они становились полноправными гражданами. Так образовалась категория латинского гражданства, которая распространялась и на племена нелатинского происхождения.