Украинская и зарубежная культура Украины в первой половине ХИХ ст

Главная - Культура - Украинская и зарубежная культура Украины в первой половине ХИХ ст

ПЛАН

1. Достижение общественных и естественных наук в первой половине ХИХ ст.

2. Т. Г. Шевченко и его влияние на борьбу украинского народа за его национальное и социальное возрождения, формирование украинского самосознания.

1. Достижение общественных и естественных наук в первой половине ХИХ ст.

Противоречивым и сложным было развитие науки в Украине. Ни Россия, ни Австро-Венгрия не были заинтересованы в проведении научных исследований в Украине, с подозрением воспринимали прогрессивные идеи. Тем не менее украинские ученые сделали весомый вклад в развитие науки.

Развитие науки тесно связано с высшими учебными заведениями, преимущественно с университетами. Здесь формировались научные школы. В связи с капитализацией общества, а точнее, потребностью в кадрах, царское правительство было вынуждено предоставить возможности приобретать образование почти для всех социальных уровней, не только дворянству, чиновникам и духовенству, а и мещанам и селянам.

Почти общая неграмотность тормозила развитие капиталистических видносин.

Киево-Могилянская Академия была преобразована на духовную. Правда, здесь рядом с богословскими дисциплинами читались курсы математики, природоведения, физики, географии, истории, астрономии, давних и новых языков, это давало части выпускников продолжать образование в университетах и других высших учебных заведениях. Но с 1814 г. из программ духовных академий были изъяты светские науки, которое отрицательно обозначилось на подготовке слушателей, а также существенным образом уменьшилась их количество.

Требования времени диктовали и требования к подготовке кадров, а потребность в них ежедневно возрастала. В Украине 1805г. благодаря ходатайствам известного ученого, образовательного деятеля В. Карамзина приоткрывается первый университет в Харькове. В период с 1805 по 1851 год его закончило около 3 тыс. человек, из которых около 500 пошли на преподавательскую работу, а 66 получили профессорское звание, в частности врач Ф. Иноземцев, математик М. Остроградський, филолог О. Потебеня и др.

В 1834 г. приоткрывается Киевский университет св. Владимира. При нем работали музей старобытностей, физический, минералогический, зоологический кабинеты, заложен ботанический сад, построена университетская обсерватория и анатомический театр. Были заложены основания украинской исторической школы, школы фольклористики и языковедения.

В первой половине ХИХ ст. . происходит становление новой украинской литературы, которая выросла на понимании национальных особенностей украинского народа, базировалась на реалистических началах и народностях.

Путь, начатый Г. Сковородой, т.е. использование живого украинского языка в литературном процессе, закрепил И. Котляревський, который в своих произведениях вывел ее на уровень литературной нормы. Почетное место занимают поэт-баснописец П. Гулак-Артемовський и прозаик Г. Квитка-Освнов'яненко, которые писали как украинской, так и русской языками. Последний одним из первых ввел в свои произведения сатиру, правда, кое-что с сентиментальным привкусом; його повести „сватання на Гончаривци”, „шельменко-денщик”, „конотопська ведьма”, „пан Халявський” определенной мерой за идеализированные, но довольно выразительно передают жизнь и характер украинского села. Они стали популярными среди украинского народа.

Талантливый баснописец Е. Гребенка критически освещал отрицательные стороны крепостнического порядка. Он разделял прогрессивные взгляды интеллигенции в свое время, помогал талантливым художникам, выходцам из народа, в частности, он взял участие в выкупе Т. Шевченко из крепостничества и оказывал содействие в издании „кобзаря” 1840 г.

О. Павловський укладывает грамматику украинского языка и выдает ее 1818 г. В Петербурге; она стала толчком к научным студиям в украинском языковедении, которые развили М. Максимович и И. Срезневский.

Театральное искусство всегда пользовалось популярностью у зрителя. Основания театрализации праздников и обрядов прослидковуються издавна, но это были или любительские, или школьные театры, а из конца ХVIII ст. . в Украине начинают формироваться первые профессиональные трупы, а при больших имениях - крепостные театры. С последних известнейшими были трупы Т. Широя, М. Репнина, Д. Трощинского. Профессиональную русская труппа начата 1805г. в Киеве. В Полтаве 1810г. начинает работать первая украинская труппа, душой которой был И. Котляревський. Г. Квитка-Основьяненко 1812г. Формирует украинскую труппу в Харькове. Большой вклад в развитие театрального искусства, в частности Украины, сделал М. Щепкин.

Научные студии пробудили научную мысль, благодаря чему были сформированы общественные общества, которые объединили вокруг себя цвет украинской мысли - Кирилло-Мефодиевское братство, которое выработало первую политическую украинскую программу - федерацию славянских народов; общины Киева, Одессы, Полтавы, Чернигова объединяли украинскую интеллигенцию. Говоря о философии в Украине определенного периода мы имеем на увазi, передусiм, - академiчну фiлософiю. Ведь именно она в настоящее время представляет главную часть украинской фiлософiй в цiлому. I это не удивительно, если принять во внимание развитие высших учебных закладiв, что вiдбувався в настоящее время i в которых фiлософiя была обязательной дисциплиной преподавания. Так в 1805 роцi вiдкриваеться першiй в Украйнi Харкiвський унiверситет, в 1816 роцi - лицей в Одесi, в 1820 роцi - гiмназiя высших наук в Нiжинi, в 1819 роцi - духовное училище, семинария и академiя реорганiзуються в Киевскую духовную академiю, а в 1834 роцi вiдкриваеться Киевский унiверситет. Вiдкриття этих закладiв оказывало содействие созданию академiчного среды, которой було благодатным грунтом для восприятия и распространение рiзних фiлософських iдей. Цi подiй имели i глибший смысл. Не хотя Д. Чижевський отмечал, что "высокая школа образовывает определенную традицiю научной працi, воспитывает певнi круга к научному думання, удерживает традицiй духовной жизни в несприятливi сутки жизни народа" . Безусловно, создание этих учебных закладiв вiдiграло значительную роль в духовнiй iсторiй украинского народа. Что же касается викладачiв фiлософських дисциплин, то они не были приверженцами какого-то одного фiлософського направления, и вдобавок бiльшiсть из них переосмысливая рiзнi фiлософськi концепцiй вырабатывало свою неординарную фiлософську позицiю. Можно утверждать, что кращi викладачi высших учебных закладiв Украины представляли творческое и неповторимое лицо украинской фiлософiй XIX ст. , развитие которой вiдбуваеться преимущественно путем творческого осмысления передовой европейской фiлософськой мысли.

В контекстi рассмотрения фiлософiй в Украйнi XIX-го ст. возникает также вопрос - кого именно причислять к ее представникiв? Ведь в академическому середовищi, где в настоящее время преимущественно развивалась фiлософська мысль, были такi особистостi, как например, Д. М. Кавунник-Велланський, который родился и учился в Украйнi (скiнчив Киевскую академiю), а вся своя жизнь излагал в Петербурзi (в Вiйськово-Медичнiй академiй). Г. Редькин с Лубенщини начинал обучение в Нiжинському лiцей, а со временем излагал в Москвi и Петербурзi - оба как викладачi имели большой успiх в России. Г. Лодiй походил с Пiдкарпаття, но бiльша часть его преподавательской дiяльностi прошла также в Петербурзi, где вiн напечатал бiльшiсть своих фiлософських творiв, тем не менее вся своя жизнь вiн не порывал зв'язкiв с Украиной, i основнi положение его работ были сформульованi, еще в лекцiях, якi вiн читал в Львiвському унiверситетi i Ставропiгiйському iнститутi. Можно привести и iншi примеры: I. Г. Скворцов - воспитанник Петербургской академiй, излагал фiлософськi дисциплини в Кийвськiй академiй, а со временем i в Киевскому унiверситетi. Его учениками были таки со временем визначнi дiячi фiлософськой культуры как О. Новицький, С. Гогоцький, Й. Мiхневич. И. Скворцов сделал также большой вклад в дело возобновления фондiв академiчной и Софiйвськой бiблiотек. Г. Максимович - воспитанник Московского унiверситету (тем не менее родился на украйнськiй землi - хутiр Тимкiвщина Золотонiського района Черкасской областi), начинал свою научную дiяльнiсть в Москвi как профессор природоведения, но со временем возглавил сначала весь Киевский унiверситет (был его первым ректором с 1834 по 1835гг. ), а потiм, в частности фiлософський факультет (1835-1845) i во многом прислужился к развитию украинской культуры, передусiм, етнографiй и iсторiй. Каждого с приведенных выше представникiв академiчной интеллигенции (этот список может быть продолженным) можно рассматривать как в контекстi росiйськой так i украинской культур. Одним из выдающихся представителей украинской философской школы был математик и философ Т. Осиповський. Он выступал против многих iдей выдвинутых представителями нiмецького iдеалiзму, особенно вiн нападал на фiлософську систему Канта. В промовi "О пространстве i время", виголошенiй на торжественном собрании Харькiвського унiверситету 30 августа 1807г. , Т. Осиповський рiзко выступает против кантiвського толкование пространства и времени как чистых форм чувствительного созерцания, вiн не принимает также роздiлення явления и речi. По его мнению, основная суперечнiсть кантiвського учение об апрiорнiсть категорiй просторную i времени заключается в том, что кенiгсберзький мисленник лишает цi понятие об'ективностi, рассматривая их тiльки как апрiорнi формы нашего ума вместе с тем противопоставляя человека "хаотичному, неблагоустроенному" объективному свiту . В iншiй промовi, виголошенiй в 1813г. -"О динамiчну систему Канта" - Т. Осиповський снова подвергает критике Канта - за вiдрив, так называемых, сил расширения и тяжiння вiд матерiй. По его мнению, динамiчна система Канта вiдривала вiд матерiй само движение, считая его "чистой силой". Цiй системi Осиповський противопоставляет собственную атомiстично-молекулярну систему, згiдно с которой в основi свiту лежат простi, неподiльнi вещества, якi вiн называл "стихiйними". Они вiдрiзняються за сутью одна вiд одной, но имеют спiльнi властивостi - движение, iнерцiю, непроникнiсть. Обращаясь в промовi к студенчеству вiн призывает их подвергать испытанию всi законы природы, передусiм, на основi "суворостi математики", а не воспринимать их на вiру "a priori". Т. Осиповський не признавая нiчого, что нельзя было бы перевiрити математическим методом настiльки пришел в восхищение критикой фiлософських систем Канта, Фiхте и Шеллiнга, что, наверное в запалi, взагалi не нашел в их взглядах нiчого положительного и продуктивного. Крiм того, свое отрицательное отношение к iдей нiмецьких iдеалiстiв вiн перенiс i на те викладачiв, якi относились к ним с прихильнiстю и распространяли их фiлософськи взгляды. Так рассматривая прочитанный Шадом курс логiки, вiн пишет: "Каждый iз нiмецьких фiлософiв нiбито для хвастощiв вiдрiзняеться бiльшою или меньшей кiлькiстю химер в мыслях, но каждый вiдрiзняеться тiльки своими химерами, а наш фiлософ (Й. Б. Шад-I. В. ) воспринял пiд свiй покров химеры всiх и прибавил к ним еще стiльки же своих". Вместе с тем вiн подвергает критике i рукопись "Посiбника с фiзики" талантливого фiзика, хорвата за происхождением, О. I. Стойковича, считая его нiсенiтницею, оскiльки в нем властивостi матерiй розкладенi вiдповiдно к категорiй Канта. Хотя I. Стойкович вообще положительно оцiнював динамiчну систему Канта, его нельзя считать справжнiм кантiанцем, i не стiльки потому, что вiн пiддавав критицi деякi iдей нiмецького фiлософа, скiльки потому, что его взглядам присущий определенный эклектизм (в Лодiевському розумiннi этого термiну). Так бувши обiзнаним как с фiлософськими работами iдеалiстичного направления так i с работами матерiалiстiв-метафiзикiв, вiн не являлся сторонником какой-то однiей системы. Теорiя матерiй, предложенная I. Стойковичем, была подiбна к кантiвського динамiзму, но имела матерiалiстичне направление, оскiльки признавала как об'ективнiсть матерiй так i ее рушiйних сил и форм, а силы вiдштовхування и притягивание вiдносила к властивостi матерiй (вспомним, что у Канта они являются внешними относительно матерiй). Признавая, что нашi знание об объективном свiт не стiльки об'ективнi за змiстом, но и суб'ективнi по форме, вiн по сутi утверждал синтетичнiсть своих поглядiв. Не хотя, вiн i свое учение о спiввiдношення объекта и субъекта назвал "синтетическим". В передмовi к своей "Системе фiзики" I. Стойкович подвергает критике как представникiв субъективного iдеалiзму за утверждение, которые всi речi - продукты нашей свiдомостi, так i объективного iдеалiзму - за абсолютизацiю наших понятий, якi по их мнению i является основой всего iснуючого, так i представникiв матерiалiзму за нерозумiння активного характера пiзнання.

2. Т. Г. Шевченко и его влияние на борьбу украинского народа за его национальное и социальное возрождения, формирование украинского самосознания.

Творчество Т. Г. Шевченко открыла новый, высший этап в развитии украинской культуры. Ею был утвержденный критический реализм в украинской литературе, начатый ее демократический^-демократический-революционно-демократический напрям.

Имя Шевченко впервые стало известным на пространствах Русской империи, когда полтора столетие тома в Петербурге вышла небольшая книжечка „кобзар”. В истории Украины автор этого издания был исключительным явлением - он вышел из глубочайших недр трудового народа и получил всемирную славу.

Но самое происхождение еще не гарантирует преданности человека своей социальной природе до конца жизни (известный дворянский историк М. Погодин, например, за происхождением был крепостным). Тарас Шевченко был и оставался верным народу, никогда не разрывал с ним связи и в конце жизни с гордостью писал: „ . . . я по плоти и духу сын и родной брат нашего бесталанного народа”. Природа очень щедро одарила юношу - у него было два призвание: художника и поэта. Начал он творческий путь как художник, получил признание уже в молодые года, а в конце жизни ему были предоставлены звания академика. Тем не менее преобладало в нем второе, основное и главное призвание - поэта, должно было сказать - новатора, а поэта особенно, необыкновенной силы мысли, глубины чувства, могущественной революционной страсти.

Сравнительно недавно постоянная известная одна из первых поэтических попыток Шевченко - стих „нудно мне, что имею делать?”. От этих первых строк и к последнему предсмертному стиху „чи не покинут нам, племянница . . . ” поэт высказывал думы, чувство и стремление своего народа. Вслед за „кобзарем” появляется альманах „ластивка”, где также напечатаны ранние произведения Шевченко, которые не вошли в сборник, в частности баллада „причина”. (Теперь этой поэзией приоткрывается „кобзар”). Уже первые пробы пэра Шевченко со своей народностями, эмоциональностью были исключительно новым явлением в украинской литературе.

Прокладывая новые пути в литературном творчестве, молодой поэт не порывал резко со своими предшественниками и современниками. Наоборот он подчеркивал свою связь, наследственность с теми, кто первый начинал новую украинскую литературу. Когда 1838г. умер автор бессмертной „енейди”, под впечатлением полученной вести Шевченко пишет элегию „на вечную память Котляревському”, в которой навеки определил весомость его взноса в культуру украинского народа и всего человечества. Так же высоко оценивал молодой поэт и первого прозаика новой украинской литературы Г. Квитку - Основ'яненка. Он пишет писателю письма; прочитав его очерк об А. Гловатого, обращается к автору со стихотворным посланием „до Основ'яненка”. Вжуковському посвящено раннюю наилучшую поэму „катерина”, а Е. Гребешки - „перебендю”.

Шевченко творчески использовал богатейший опыт предшественников и современников в украинской, русской и зарубежной литературах, но впоезию он пришел сказать свое, новое слово. В шевченкознавчих студиях не раз были попытки указывать на некоторые литературные параллели, зависимость, влияния и т.п..

Бесспорно, у раннего Шевченко есть кое-что общее с романтической поэтикой. Но никогда, даже в молодые года, поэт не терял своей собственной индивидуальности. Тем не менее это весомо высказался И. Франко в статье об „перебендю”: „. . . гениальная натура нашего поэта умелая влияния те счастливо перетопить в одну органическую и глубокую поэтическую целостность” - в тот сплав, имя какому - Шевченко.

Весь „кобзар” неразрывно связан с народным творчеством. Это вполне естественно и поняло. Поэт вырос из украинского фольклора и никогда этих связей не порывал. Один из историков украинской литературы еще в дооктябрьские времена писал: „з Котляревським к литературе вошел народ и сел в ней на покути, остаючись там и по сей день желательным гостем”. Если о литературе к Шевченко можно было высказаться в такой способ, то с приходом Кобзаря народ в украинской литературе стал не гостем, а господарем.

Усвоив все богатства передовой человеческой мысли, Шевченко поднялся на такую высоту, из которой мог повести народ за собой, показать ему путь к освобождению. Следует напомнить, что это не были времена крайнего абсолютизма, когда в Русской империи почти не было настоящей политической жизни, времена, о которых В. Белинский писал: „тильки в одной литературе, несмотря на татарскую цензуру, есть еще жизни и движение вперед”. В такие пасмурные времена только прогрессивные писатели могли своим словом проявить расположения духа закрепощенных крестьян, интересы широчайших масс населения в борьбе за элементарные права. Таким первым выразителем насущных народных интересов в украинской литературе стал Тарас Шевченко. Уже в ранних произведениях поэта оказались ведущие черты всего его творчества. Автор „кобзаря” - прежде всего поэт современности, который живе интересами народа, разделяет його горе и радость, протестует против безобразных явлений жизни, призывает к воле („катерина”, „причина”, „тополя”, „утоплена”, „перебендя”, лирические поэзии).

Недовольство поэта-патриота гнетущей действительностью побуждало его обращаться мысленным взором в прошлое, к историческим тем.

Наивыразительнее революционный характер романтизма поэта оказался в поэме „гайдамаки”, что появилась через год после выхода „кобзаря”. Поэма была осуществлением исполинского замысла, о чем свидетельствует философское стихотворное вступление и прозаическое предисловие (фактически - послесловие). Название говорило о том, что в ней будут воспеты широкие массы народных мстителей - борцов против феодально-крепостнического и национального гнета. Хотя в поэме и обрисованные кровавые картины наказания шляхты гайдамаками, все произведение пронимает глубокая человечность, гуманизм:

Болит сердце, как вспомнишь:

Старых славян дети

Упились кровью . . .

В лирических отступлениях Шевченко напоминал читателям, которые два братские славянские народа могли бы жить в миру и дружбе - „жити бы и брататься”. А в предисловии он впервые высказал широкую демократическую идею единения славянских народов: „нехай рожью-пшеницей как золотом покрытая, не разграниченной останется навеки от моря к морю славянская земля”. Как и другие исторические произведения Шевченко, поэма „гайдамаки” крепко связана с современностью. Изображая прошлое, поэт раз в раз напоминает о настоящем, высказывает недовольство пассивностью крестьянских масс, тем, что потомки не упоминают о Гонте и Железняке:

Тяжело ! Тяжело ! Палач властвует,

А их не вспомнят.

Здесь наблюдается явный политический подтекст, направленный против самодержавия, Николая И.

Все больше Шевченко становится известным как поэт и художник. Його произведения печатаются в журнале „маяк” и альманахе „молодик”, выходят отдельным изданиями: „гамалия”, „тризна”, „чигиринський Кобзарь”, „живописная Украина”. Он еще внимательнее присматривается к жизни народа, настойчиво ищет новых путей в творчестве, в борьбе с общественным лихом.

Шевченко ввибрав у себя все богатство народных песен и пересказов, и естественно, что в его волшебных песнях бринили такие же мотивы, которые создавал сам народ. Ненависть трудового люда к своим угнетателям питало творчество Кобзаря. Явилась в стихах Шевченко несчастная, порабощенная Украина. кровью сердца писал он о страдании родного народа, о мучениях подневольной жизни. Гневными словами казнил поэт царство господ и чиновникив.

Художник и поэт, в понимании Т. Г. Шевченко, носитель света истины, он должен быть полезным людям. Именно таким поэтом и художником, предвестником правды и воли был Тарас Шевченко.

Поэзия великого Кобзаря - это гимн любви к человечеству, гимн борьбы за свободу и светлую судьбу всех угнетенных народив.

Героическая жизнь великого Кобзаря, его большая моральная сила, непохитлива воля борца, его свободолюбивая поэзия были близкие и дорогие русским революционным демократам. Вместе из Герценим и Чернышевским великий Кобзарь с глубокой убедительностью проголохуе, что надо будить волю, усыпленную царизмом, зовет Русь к топору, прямо призывает к вооруженному восстанию.

. . . Добра не жди,

Не жди сподиваной воли -

Она заснула: царь Николай

Ее усыпил. А чтобы возбудит

Хиренну волю, надо миром

Общиной обух сталить;

И хорошо отточит топор -

Да и примется уже будит.

Поэзия Тараса Шевченко была могущественным и грозным оружием в боевом арсенале народа, она звала массы на борьбу, вселяла смертельный страх в ворогив. . .

. . . вставайте

Кандалы порвите

И вражеской злой кровью

Волю окропите.

Эти строки знаменитого Шевченкового "Завещания" зажигали народ, закаляли его волю к борьбе, укрепляли веру в лучше будущее. .

В бессмертной поезай великого Кобзаря, которая то пламенела гневом, то искрилась бодростью, всегда и неизменно звучала вера в светлое грядущее народа. Шевченко твердо верил, что угнетенные разорвут кандалы, в которые они закованые, снимут ярмо крепостничества и самодержавия, соединятся в единую свободную и дружескую семью и в этом мире

Врага не будет, супостата,

А будет сын, и будет иметь,

И будут люди на земле.

Чернышевский, Добролюбов и их боевые соратники - "штурманы бури", как образно называл их Герцен, высоко ценили пламенную поэзию Шевченко. М. Г. Чернышевский, который возглавляло революционно-демократическое движение, называл Т. Г. Шевченко "новой неизвестной звездой, и такой величины и блеска, таким светилом, которое, наверное, и Сириусу, и Актуру носа вотрет".

Негодование Шевченко социальной несправеддивистю неразделимо переплетается с его ненавистью к национальному угнетению на Украине, на этой «нашей несвоей земле», как он о ней писал. Непримиримый враг царского самодержавия, он призывает к самоопределению Украины задолго к тому как эту идею поддержали его умеренные коллеги-интеллигенты. Такая направленность со всей очевидностью проступает в его толковании истории Украины, этой любимейший с его тем. Хмельницкий для Шевченко - и «гениальный бунтарь», и человек, ответственный за фатальный союз Украины с Россией, вследствие чего Украина потеряла свое самоуправление. Его симпатии на стороне таких казацких предводителей, как Полуботок, которые восставали против царив: тех же, кто давал поблажку Москве, он беспощадно осуждал. Шевченко не скрывает ненависти к Петру I, называя его «тираном» и «палачом», да и к Екатерине II он относится не лучше. Полемизируя с величайшим русским поэтом Александром Пушкиным, который восхвалял этих монархив, Шевченко писал:

Теперь же я знаю:

Это тот Первий, что распинал

Нашу Украину,

А Вторая доконала

Вдову-сиротину.

Палачи, палачи! Людоеды!

Но национализм Шевченко не был шовинистически ограниченным, он считает стремление Украины к свободе составляющей всеобщей борьбы за справедливость. Как свидетельствуют поэма «Еретик», посвященная знаменитому чешскому великомученику Янови

Гусу, и поэма «Кавказ», поэт симпатизирует угнетенным народам всего мира.

Поэзия Шевченко (некоторые ее образцы были настолько бунтарскими, что их не публиковали вплоть до 1905 г. ) взбудораживала у его современников новые волнительные мысли и чувства. Историк Костомаров писал: «Шевченкова муза сорвала покровы, которые закрывали от нас жизнь народа, и созерцать его было страшно, сладко, больно и п'янко». Шевченко заставил своих коллег видеть в народе не только цветистые обычаи, а и его страдание. В истории казачества он ищет не романтических героев, а уроков, которые ведут к лучшему будущему. Украина для него не просто живописный регион Русской империи, а край, который может и должны стать незалежним.

Как справедливо отмечается, цитатами из Шевченко, как цитатами из Библии, можно доказывать "все", и каждая "идеология" или "партия" у нас может с триумфом провозглашать Шевченко своим, воссоздавать удобный для себя образ, которое собственно, проявляется во всем шевченковедении, где в потугах поисков своего образа вообще забывается сам поэт, творится его культ и желательное для себя его видение.

В украинской новой литературе Тарас Шевченко был первым, кто призвал украинцев не сторониться самых себя, не выступать в роли придурковатых провинциалов или хитрого малороса, доказывал, что самоутверждение Украины имеет исторические и социальные измерения. Создав украинский литературный язык, украинский литературу как фактор национального самосознания, могущественное оружие в развитии культуры украинского народа, просвещая его в духе вольнодумства, гуманизма и патриотизма, Тарас Григорьевич опроверг великодержавное утверждение о том, что украинский язык вообще не существует, так и взгляды русифицированного "просвещенного" господствующего класса и его сторонников на украинский язык как на мужицкое "наречие". Обогатив родной язык, рассматривал ее как культурное достояние, наибольшую духовную ценность народа, выступал против ее загрязнения, за преодоление примитивизма и лихословлення, призывая учиться чужого и не сторониться своего.

В понимании Д. Донцова Шевченко оказывается крицевим носителем национальности, государственной идеологии, несокрушимым лидером-трибуном, который призывает к безжалостной расправе не только со врагом-супостатом, а и со своими никчемными и запроданными земляками.

С точки зрения народничества (от Костомарова до поэтов и публицистов наших дней) Шевченко воспринимается как Пророк и Гений, мыслится лишь в призме народа, с ним идентифицируется Украина, украинство, нужды и судьба украинского народа.

Никогда и ни в чем не поднимал Шевченко свой народ над другими, вообще не искал в нем рис, которые были бы присущий лишь ему и более никому. Тарас Шевченко был человеком в родовом значении этого слова; при потому, что он был сыном в свое время и своего народа, разделял их недостатки в мелкому, но в большому, значительному, шел по крайней мере на сто лет впереди. Он знал свою обязанность перед вселюдной семьей народов, но имел мужество в той семье народов напомнить о ее всечеловеческой обязанности перед своей обесславленной нациями, без равноправного утверждения которой мир будет неполный и несправедливый, итак, и не будет иметь оправдания перед совестью и розумом.

Для Шевченко в его поэзии было будто две Украины: Украина как неминуемая основа и Украина как исторический момент. Украина - маты и Украина блудная. Украина непорочная и Украина "распущена". Украина "рыцарей" и Украина "рабов", "подножек" и эту другу, исторически обезображенную и исторически преходящую Украину, он и проклинал ради первой - Украины - матери.

Нередко поэзию Шевченко сознательно или бессознательно сводили к его ранним фольклорно-романтическим мотивам, а еще - к антикрепостническим стихам. А в последние десятилетия радянщини только их и можно было слышать, скажем, на вечерах пам"яти Шевченко, со сцены. Национально-политической поэзии Кобзаря прямо таки боялись. Конечно, и в ранних произведениях Шевченко большой. Но большой скорее для нас, украинцев, большой для в свое время. Большим же для всего мира и на все времена он стал благодаря своей политической и философской 60-поэзии х рокив. "Сон", "Кавказ", "Послание", "И мертвым, и живым, и ненародженим. . . ", "Еретик", лирика каземата и времен ссылки, "Неофиты", "Осий. Глава ХИ", "Мария" - это высочайшие вершины поэтического духа.

Шевченко без преувеличения можно назвать гением поэзии. В слове этого художника отразилась вся глубина и самобытность его личности. То, что он пережил и передумал и для чего нашел небывало синкретическое выражение, - высшей мерой обнаруживает сущность человека вообще и вместе с тем обозначенное печатью могущественной и неповторимой индивидуальности, удостоверяя неисчерпаемое разнообразие человеческого духа.

Поэзия Тараса Шевченко давно стала нетленной и важной частью духовного естества украинского народа. Шевченко для нас - это не только то, что изучают, а и то, чем живут, из чего черпают силы и надежды.

Особое место в его творчестве занимает "Завещание" - политический манифест, в котором выражено освященную возрастами борьбу всех народов за свою мечту о новом, справедливое общество. "Завещание" - это поэтический призыв к освобождению родного народа от кандалов рабства, которыми русский царизм сковал Украину. Призывы "Завещания" вырвались из поетового сердца 25 декабря 1845 г. (за юлианским календарем), когда Шевченко тяжело заболел и мало не умер. Болезнь заставила поэта задуматься над собственной жизнью и жизнью целого украинского народа. У глубины будущего посылал он свои незыблемые завещания сынам своего народа, и среди этих завещаний первый и последний:

Свою Украину любите,

Любите ее. . . во время злое,

В последнюю тяжкую минуту

За нее Господа молите.

Тарас Шевченко за своим творческим диапазоном и глубинной силой художественного слова получил всемирную славу, а потому не случайно на всех континентах, в столицах и городах многих государств стоят пам"ятники великому Кобзарю. Его именем названные улицы, парки, школы. Священим местом для каждого украинца навсегда постоянная могила Т. Г. Шевченко на Монашеской (теперь Тарасова) горе свыше Днепром, близ Канева. Именно здесь 22 мая 1861 г. был перепохоронен прах большого сына украинского народа.

Список использованной литературы.

1. Бокань В. А. , Полевой Л. П. История культуры Украины. Навч. пособие. - К. : МАУП, 1998. ;

2. История украинской культуры / за заг. ред. И. Крип'якевича. - К. : „либидь”, 2000;

3. Украинская и зарубежная культура: Навч. посиб. / М. М. Закович, И. А. Зязюн, О. М. Семашко и др. ; За ред. М. М. Заковича. - К. : „знання”, 2000.