ГЕРДЕР Йоганн Готфрид


ГЕРДЕР Йоганн Готфрид (1744-1803) - немецкий философ и отец-основатель истории культуры. Гердер был сыном набожного школьного учителя с Морунгена, что находился в отсталой провинции Восточной Прусий. Учась в Кенигсберзькому университете, он испытал влияние Канта, который познакомил его с произведениями Руссо, Юма и Монтескье. Здесь он также заприятелював на всю жизнь с мислителем-иррационалистом Й. Г. Гаманом. В 1764 году он занял преподавательскую должность в Риге, а следующего рока был висвячений на лютеранского пастора. В 1769 году Гердер отправился в путешествие, в ходе которой посетил много разных городов, в том числе Нант, Париж и Страсбург, где ему удалось справить незабываемое впечатление на юного Гете. 1776 года он едет к Веймара, где становится духовным главой большого герцогства - должность, которая ее он обнимал до конца своей жизни.

Хотя Гердер начинал как ученик представителей французского Просвещения и их немецких последователей и сохранял некоторые из приобретенных в этот период взглядов до конца своей жизни, его наиболее самобытное и влиятельное произведения знаменуют коренной разрыв с этой традицией. К числу наиболее самобытных его работ принадлежат «Трактат о происхождении языка» («Abhandlсung ьber den Ursprung der Sprache», 1772), в котором было изложено некоторые из его ранних антипросветительских взглядов относительно мышления и языка и который получил премию Берлинской академии, «Еще одна философия истории» («Auch eine Philosophie der Geschichte», 1774), которая знаменует дальнейший шаг к разрыву с Просвещением, а также его фундаментальное произведение «Мысли по поводу философии истории человечества» («Ideen zur Philosophie der Geschichte der Menschheit», 1784-1791).

В противоположность просветительскому идеалу установления вневременных, универсальных и рациональных стандартов в познании, поступках и эстетике Гердер отстаивал идею относительно существования уникального и особого для определенного времени и определенного места. Любую самобытную деятельность, взгляд, культуру можно понять лишь изнутри, в рамках их собственных назначений и целей. Таким образом, Гердер отверг просветительский идеал единой науки, которая охватывает всю реальность, и одним из первых (вслед за Вико) установил тонкое различение между исследовательский приемами физической природы и методами постижения саморозвинного духа человека.

Ударение Гердером на ведущей формотворчий роли языка и поэзии в коллективной жизни людей («язык выражает коллективный опыт группы», «поэт является творцом народа» и «мы живем в мире, который создаем самые»), его вера в то, что наций являются естественными сообществами и что человека определяет ее принадлежность к особой группе, культуре, нациям, исключительно в лоне которых она может розквитнути, его убежденность в том, что вся деятельность человека е прежде всего актом самовыражения, которое воплощает в себе общее видение жизни, его последовательная концепция культуры как уникальной саморозвинной целостности, каждое ответвление которой несет на себе незгладний отражение единого стиля, его страстное отстаивание того, что не существует «высшего» народа - ни одного Favoritvolk (выбранного народа), который имеет историческое право навязывать свой путь развития «низшим» народам, его заявление о том, что ни одна культура не е всего лишь фундаментом для ее преемников, поскольку каждая есть несравненной и существует согласно своим собственным законам, его пылкое выступление на защиту разнообразия как самоценности, а также его решительная борьба против механистической психологии таких мыслителей, как Декарт и Кант, которые вскрывали целостную личность на мертвые сегменты воли, ума, познание и т.п., - все эти идеи послужили причиной революционных сдвигов в европейском сознании. Гердер был передовсим идеологическим отцом доктрины национализма, которая зародилась в Германии, распространилась на славянский мир и ныне стала широко распространенной в Африке и Азии (см. Национализм). Хотя он решительно восставал против государства, которое «лишает нас самых себя», отбрасывая в течение всего своей жизни любые формы насилия, его доктрины было включено в теории более поздний националистов, таких как Фихте, Арендт, Гьоррес, Ян и Трейчке, каждый из которых искажал его идее, и через эти теории они стали касательными к болезненным эксцессам национал-социализма. И хотя сам он не рассматривал культуру как надперсональну целостность, ради которой реальные индивиды должны жертвовать собой, его понятие Volksseele (коллективной души народа) было развито в самый раз в этом направлении Фихте, Гегелем и их последователями. Снова же таки, концепция Гердера о неделимой творческой личности, произведениях которой выражают ее собственный самобытный опыт, а также опыт группы, к которой она принадлежит, послужила причиной возникновения в среде радикальных мыслителей России XIX столетие представления об идеале призвания художника и вместе с тем представление об der ganze Mensch, целостный человека, с его выводом об отчуждении природы человека, развитыми младогегельянцами и Марксом в его ранний гуманистический период. Влияние Гердера на Якоба Гримма, братьев Шлегелив и на рост интереса к этнографическим исследованиям и сравнительной филологии, а также на Савиньй и историческую школу права, как и на романтизм и его более поздний идеологические ответвления, был необъятно величезним.

Однако какой бы безобразной формы не приобретали доктрину Гердера в руках более поздний мислителив-иррационалистив, они были (и есть) предельно освободительными. Он был первым выдающимся поборником права всех людей - как отдельных индивидов, так и групп, - на реализацию своих естественных наклонов и освобождение из-под гнета централизованной власти, нав'язуваних форм жизни, узких, догматических и искривленных взглядов на то, что такое есть и что должен быть человек, и всякого рода искусственных кайданив.

Гердер выдвигает тезис, что начала истории и искусства следует искать в среде простого народа. В народной поэзии, в частности песнях, заложенная душа народа. Народные певцы, барды, кобзаре являются голосом народа. Народная поэзия представляет собой большую историческую и эстетичную ценность, она - средство "братание народов", ее надо записывать, выдавать, изучать. Голоса песен - это мировая симфония. Идеи Гердера пленили многих, в частности и Гете, который также начинает записывать народные песни. На мысль Гердера, чем ближе к природе стоит народ, тем высшая и цинниша его песня. Таким народом он считал украинцев и всех славян, в обращении к которым Гердер призывает бороться за самобытность, освободиться от цепей рабства - "и вы сможете пользоваться вашими прекрасными землями от Адриатического моря к Карпатским горам, от Дона до Мульды, взыскивать на них ваши старинные праздники мирной работы и торга" ("Идеи к истории человечества"). О прошлом славян и место их в европейском миру Гердер высказывается несколько раз и выдвигает т.н. концепцию "голубиного народа", которую восприняли и другие ученые, в частности Коллар. В книжке "Идеи философии истории человечества" (ч. И, кн. XVI, раздел IV) Гердер охарактеризовал славян как народ гуманный, гостеприимный, мирный и свободолюбивый, противник всякого насилия, как предрасположенного к искусству, музыке, пению, а украинской песне и думе пророчил большой успех. Это особенно оказывало содействие росту интереса европейских народов к творчости народа Украины. Вне славянского мира украинская народная поэзия наибольший интерес вызвала в Германии, Австрии, где первые переводы появились еще в XVIII ст. , а наибольшими ее пропагандистами были Й. Гердер, Й. Венциґ, X. Тидґе, К. Вальдбриль, Ф. Боденштедт и др.





Вернуться назад