Вермер


Вермер родился в Делфти, в 1632 году, в семье уважительного бюргера. Крестили его в Новой церкви, 31 октября, имя мальчику дали - Ян.

Делфт, в котором Вермер прожил всю свою недлинную жизнь - маленький, уютный, с каналами и утонченными мостиками, островерхими кирхами и кирпичными, словно игрушечными домами - прославлялся по всей Голландии своей манерностью. Все главные должности в городе занимали представители нескольких самых богатых и родовитых семейств, и они задавали тон жизни города, в соблюдении строгости характеров и традиций. И в искусстве они предоставляли преимущество правильным строгим формам и простые композиции, в которых рассказывалось об их жизни. Все средства местное купечество тратило на обустроенность своего быта. Нигде культ домашнего костра не пустил таких глубоких корней, и нигде улицы и каналы не содержались в такой чистоте, как в Делфти. И не случайно в этом городе жили и действовали два ярких оспивувача бюргерского благоденствия - Ян Вермер и Питер ван Хох, которые оставили потомкам яркие и такие поэтические картинки жизни своих сучасникив.

Отец Вермер владел большим домом "Михилена" на центральной, базарной площади города. В доме располагалась небольшая гостеприимная и таверна, кроме того, старший Вермер занимался производством модного тогда шелка "каффа" и приторговывал картинами, благо они пользовались большим спросом. Приобрести картины считалось модным во всех пластах общества Бюргеры с удовлетворением покупали работы голландских художников: морские и городские пейзажи; картины, посвященные драматическим моментам истории Северных провинций; подробные карты Республики; сельские ландшафты. Особую популярность имели скромные, наполненные домашним теплом картины. Вместо святых на картинах голландских мастеров - обычная жизнь их современников, которые работали в своих двориках или сидячих за столом во время завтрака. А вместо христианских мадонн - прославляли своих жен и матерей, которые спокойно занимались целиком земными делами. Получив политическую волю и волю вероисповедания, голландские художники резко отошли от канонов религиозной живописи, которая властвовала в католических крайнах.

Ян рос, и ему все больше нравилось проводить время в лавке отца, смотреть картины и разговаривать с художниками, которые приносили свои полотна на продажу. И вот один из его новых знакомых как-то подарил Янови краски и полотно. Мальчик попробовал рисовать, и занятие это ему чрезвычайно понравилось. Тяжело себе вообразить, что интерес к рисованию сына понравился и практическому отцу Вермеру - ведь картины никого еще не сделали богатым, что он хорошо знал по своему опыту. Но отец не препятствовал Янови. Пусть мальчик пока рисует, а там будет видно. В Вермера появился учитель - талантливый делфтскький художник Карель Фабрициус. Их связывают не только отношения учителя и ученика - в скором времени они становятся настоящими друзьями.

В 1653 году Ян женился на Екатерине Больнес, девушке из богатой католической семьи. В этом же году Яна приняла в свои ряды гильдия святого Луки, объединение делфтских художников. К этому периоду относится самое раннее из всех полотен, которые дошли к нам, Вермера - монументальная картина "Христос у Марфы и Марии". Она написана на религиозный сюжет и явным образом под влиянием итальянских живописцев, которое в скором времени художник с успехом преодолел. Хотя картина и посвящена жизни Христоса, она наполнена совсем мирским расположением духа. Перед нами совсем не Бог, а скорее просто молодой человек, который рассказывает двум милым девушкам о своих странствованиях.

В 1662 и 1670 годах Вермер был деканом гильдии святого Луки - это говорит о том, что он был признан как мастер и заслужил высокий авторитет сред делфтских художников. В архивах найденные документы, которые относятся к этому периоду жизни мастера, в основном затрагивают денежные дела - Вермер занимает большие суммы, поручает за другие, получает наследство от родителей жены, которые оставили молодой семье усадьбу "Bon Repos" недалеко от Утрехту. Так, чинно и благопристойно, шла жизнь молодого художника. У него рождаются дети - один за другим, одиннадцать. Всех надо кормить, зарабатывать деньги. В Вермера много заказов, но он не может работать быстро, делать то, что от него хотят - он работает для души, и очень медленно.

Персонажи полотен Вермера - представители зажиточного купеческого состояния, его друзья, знакомые, приятельницы жены. Они живут в красивых домах с анфиладами комнат, стены которых украшают картины голландских мастеров, восточные ковры и дельфтська фарфор.

Живя среди бюргеров, простых, что не отличались изысканностью характеров, честных, порядочных дельцов, Вермер, скорее всего, чувствовал себя страшно одиноким. Разве могут понять они, эти степенные родители семейств, для которых главное - деньги и их дом, его невыносимую тугую за совершенством, стремление к красоте и гармонии? И после смерти учителя и вторая К. Фабрициуса ( 1654), - единого человека, с кем он откровенно говорил и о жизни, и об искусстве - Вермер замыкается в себе, тщательно пряча от всех то, что происходит в его души. От Вермера не осталось ни писем, ни воспоминаний, ни каких-нибудь высказываний об искусстве и жизни. О его личности, о его мироощущении мы можем узнать, только смотря на его полотна. . . Вермер - действительный лирик. Его достижения не отличаются ни богатством сюжетов, ни багатофигурнистю композиций. Они как утончены стихи, наполненные чувствам и создают определенный эмоциональный настрой. Художник пишет мир, который его окружает. И здесь нет ничего, что казалось бы ему незначительным или имело важным - женские украшения, покрой одежды, карта на стене, люстра, кирпичины домов, хлебные крошки на подносе, фалды женского платья или фрукты на блюде. Все удивительно живо - зритель словно слышит восклицания, смех, звуки лютни или - тишину, которая заполнила комнату.





Вернуться назад