Развитие изобразительного искусства и архитектуры на Украине в XVI - XVIII ст.


Рассматривая развитие изобразительного искусства и архитектуры на Украине в XVI - XVIII ст. , надо отметить, что он происходил в особ-ливих исторических условиях. Период польского господства, нападения татар, период освободительной войны, присоединение украинских земель к России в на-слидок Переяславськой совета, период Руины, когда украинские земли входили в состав разных государств - все это обусловило особенности развития украинской архитектуры и изобразительного искусства XVI - XVIII ст. Вообще этот период можно разделить на 2 этапа: 1) XVI - I поль. XVII ст. , когда большинство украинских земель находилось под властью Польщи и 2) II поль. XVII - XVIII ст. , когда Большинство украинских земель находилось в составе Русского государства.

Архитектура и изобразительное искусство Украины XVI - XVIII ст. развивались на самобытный древнерусской основе. Для этого периода ха-рактерним есть постепенное проникновение в строительство и живопись национа-льних, народных черт, с одной стороны, и уменьшение церковных влияний и увеличение светских элементов, заполнение религиозных сюжетов обра-зами, взятыми из реальной жизни, более широкое изображение природы, чувств и переживаний человека, более гуманистическое содержание и реалистические формы художественных произведений - из второго.

С активизацией общественной жизни в архитектуре намечает не-бывалый подъем. Хотя для строительства через исторические условия этот пе-риод был чрезвычайно неблагоприятным, тем не менее на Украине строилось ба-гато и повсеместно. Строительная программа включала в себя восстановление разрушенных и строительство новых городов,, сведение оборонительных сооружений, ар-сеналив, храмов, жилья. Именно преимущество светского строительства есть визна-чальною чертой тогдашней архитектуры.

В новых исторических условиях зодчество приобретало новое содержание, обновляя свою конструктивную систему и пластически-декоративные за-соби. Это была ренессансная архитектура, которая стала закономерным этапом в поступательном развитии национальных строительных традиций. Ее харак-терними признаками были: четкая симметричность, ордернисть, горизонталь-нисть членение на этажи, богатство декоративного обрамления фа-садив.

В украинской архитектуре XVI - I поль. XVII ст. важное место занимало оборонительное строительство. Часто использовалась традиционная фортификационная система с земляными валами, глубокими рвами и де-рев'яними стенами, если другого материала не было. Но вместе с тем бу-дуються крепости, над сооружением которых по приглашению польской ко-рони работают иностранные специалисты. Гийом Левассер де Боплан в 1635 г. проектировал замок в Кременчуге и крепость Кодак на Днепре.

В этот же время в разных местностях Украины строились замки и укрепления. Каменные замки большей частью сооружались на Правобе-режжи, прежде всего на Подолье и Волыни, а также в Восточной Галиции, на Северной Буковине и Закарпатье. Как крепости часто строились и культовые сооружения - церкви и монастыре.

Архитекторы Украины умело объединяли в строительстве украйн-ський национальный стиль с лучшими достояниями европейского рене-сансу. Так было построено такие прекрасные сооружения, как дом активного деятеля Львовского братства купца Константина Корнякта (1580). Башня Корнякта (1588), часовня Трех святителей (1578) и Успенская церковь (1598-1630) вместе создают уникальный ансамбль на Русской улице в Льве.

Значительного распространения приобретают скульптура и резьбы, зок-рема резьбы иконостасов. Живопись, которая раньше почти исключительно была посвящен религиозной тематике, теперь в значительной мере приобретает свитсь-кого характера. Развивается книжная миниатюра, гравюра, особенно по дереву.

Скульптура на этом этапе наполнилась новым содержанием, а затем и приобрела другую структуру. Ее диапазон расширился: развивалась декора-тивна пластика, тематическая резьба, главным образом в многофигурных сценах алтарей, фасадов храмов и часовен, появился скульптурный образ современника - в надгробиях и эпитафиях. Так, например, выдающееся место в монументальной скульптуре Львова занимает скульптурная группа “Бой архангела Михайла с сатаной”. Группа назначалась для польского ко-роливського арсенала как его эмблема по примеру арсеналов Западной Европы.

В иконе XVI - I поль. XVII ст. образ человека приобрел большую жит-тевой активности и мицнишого связи с современностью. Образцом воплощения но-вого понимание человека есть “Пантократор с апостолами”. Во многих ико-нах заметное тяготение авторов к отображению жизненных прототипов: евангелисты с домажирських царских врат, народный стафаж в иконах из села Вишенки “Рождество Марии”, “Евангелисты” (около 1576 . , с. Каменкка-Бугская).





Вернуться назад