Украинская культура в международных связях


Понятие "культура" сложное и многогранное. Немало философов и других исследователей давних и новейших времен интересовались этому вопросом. Самое слово "культура" латинского происхождения и означает "возделывание", "уход".

Впервые это понятие употребил выдающийся римский мыслитель, оратор и государственный деятель Цицерон (106-43гг. к н.э. ). В культуре он усматривал, с одной стороны, деятельность по преобразованию природы на благо человека, а из другого, - средство усовершенствования духовных сил человека, ее ума.

Более поздний слово "культура" все чаще начинает употребляться как синоним образованности, воспитанности человека, и в этом понимании оно вошло по сути во все европейские языки. В средние возрасты понятия "культура" ассоциируется с городским укладом жизни, а позднее, в эпоху Возрождения, с совершенством человека. В конце концов, в XVII ст. слово "культура" приобретает самостоятельное научное значение.

Немецкий философ XVII ст. Й. Рейдер отстаивал идею исторического прогресса человечества, связывая его с развитием культур. Он подчеркивал, что создание и усвоение приобретенной человечеством культуры является необходимым условием становления человека, ее "вторым рождением".

Украинский философ Г. Сковорода впервые поставил вопрос о культуре как отдельный, независимый от природы, символический мир, в котором высшие ценности человеческого бытия, все святое и божественное, раскрываются и бытуют в символической форме.

Сегодня не существует общепринятого определения культуры. В мировой литературе можно найти более как 500 определений понятия "культура". Вот некоторые из них:

Культура - все то, что является результатом человеческой истории.

Культура - как мера человечности человека.

Культура - все то, что человек создал собственным умом, а не получила от природы.

Культура - это материальный и духовный прогресс как индивидов, так и разнообразных социально-национальных спильнот.

Культура - вместе с тем исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженных в материальных и духовных ценностях, созданных самым человеком.

Традиционно различают два основные направлений культуры - материальный и духовный, - соответственно двух главных сфер человеческой деятельности - материальной и духовной. Материальная культура охватывает всю сферу производственной деятельности человечества и ее результаты: как орудие работы, жилье, предметы повседневного быта, одежда, строительные сооружения, средства связи, памятники и монументы и т.п.. Духовная культура касается области сознания, познание, морали, воспитание, образования, науки, искусства, литературы и других сторон духовной деятельности человека. Сюда также принадлежат религия и мифология, мировоззренческие, политические, моральные и другие представления людей. Между материальной и духовной культурой существует тесное органическое единство.

Любая абсолютизация или недооценка материальной или духовной стороны культуры чрезвычайно обедняет ее как многогранное и целостное явление.

Структура культуры представляет собой целый макромир. Она охватывает образование, науку, искусство, литературу, мифологию, мораль, политику, право, религию. При этом все ее элементы взаимодействуют между собой, образовывая единую систему такого сложного явления, как культура.

Также определяется определенная типология культуры соответственно ее носителям. В зависимости от этого необходимо выделить мировую и национальную культуры. Мировая культура - это синтез лучших достижений всех национальных культур разных народов, которые населяют нашу планету.

Национальная культура олицетворяет достояние культур разных социальных слоев и прослоек населения каждого отдельного общества. Своеобразность национальной культуры, ее неповторимость и оригинальность оказываются как в духовной (язык, литература, музыка, живопись, религия), так





Вернуться назад