Неоклассицизм и классицизм


Неоклассицизм (от грец. neos - новый и classicus - образцовый) - тенденция в развитии литературы и искусства, которая проявлялась после упадка классицизма как литературного направления и находила проявление в использовании античных тем и сюжетов, мифологических образов и мотивов, в провозглашении лозунгов “истиного искусства” и культа художественной формы, лишенной общественного содержания, земных наслаждений и т.п..

Неокласицистични тенденции находят проявление в 19-середени го ст. в сборниках “Античные стихи” французского поэта Леюнт де Лиля и “Эмали и Камеи” т. Готиве, в произведениях русских поэтов А. Майкова и М. Щербины, в символистив.

В 20-х гг. на Советской Украине существовала группа неоклассиков, участники которой преимущественно ограждались от современной революционной действительности, подражали искусству прошлых эпох, придавали основное значение форме произведений. Это, обращаясь к неоклассикам, В. Сосюра писал:”Поете вы так, будто не было ничего, и власть не у нас в порепаних руках (“неоклассикам”). Наиболее последовательными выразителями неоклассических тенденций были Зеров и О. Бургардт. Они подхватили политически вражеский призыв М. Волнового об ориентации на “психологическую Европу” (буржуазную). Лучшие с неоклассиков, в частности М. Рыльский и П. Филипович, вскоре перешли на позиции социального реализма.

Классицизм (лат. clasicus - образцовый) - направление в европейский литературе и искусстве 17 - начала 19 ст. Характерная ориентация на художественное творчество старадавньой Греции и Риму, которая провозглашалась идеальной, классической, достойной наследование. Творцы классицизма при воспроизведении современного им жизни опирались на по-своему трактованную поэтику Аристотеля и Горация.

Кроме ориентации на античность, характерный:

-рационализм,

-стремление построить искусство на началах ума

-стремление установить непреложные законы.

-стремление к аристократизму, чтобы поднять художественную творчистьнад будничностью, идеально прекрасный змист.

Основные жанры литературы классицизма - трагедия, ода и эпическая поэма.

Образ Украины в творчестве неокласикив.

Образ Украины - это целый иконостас ликов, ассоциаций, параллелей. Обрах Украины лежит в основе творчества М. Драи-Тучи, М. Зерова, Рыльского, Филиповича. Неокласикм воспринимали Украину по-своему, воссоздавая на наивысшем уровне интеллектуального и эмоционального напряжения ее прошли настоящее и будущее.

Зеров в примечаниях к сборнику “Катепа” призывает литературную молодежь рассматривать бытие человека скирзь призму культурной традиции, творчески осмысливать суб”ективно-об”ективни зв”язки мира: “поэт-эпик, берясь за свои большие и малые полотнища, неизбежно пишет о прошлом..., а разве оно не зв”язано тысячей нитей с теперишним и современным? Сравнивая Вергилия и Горация, Овивдя, внимательный читатель легко распознает контуры “вечной сказки” перипетийй “давней и каждый раз новой истории”.

Отстаивая идею философичности, европейськости украинской поэзии неоклассики брали себе в соучастники Лесю Украинку и Франко. Особенность Лесиного подхода к действительности по мнению Драи-Тучи, - это преобладание психологического анализа предмета.

Одной из ведущих в поэзии неоклассиков есть проблема бытия Украины, начиная из княжеских времен и к современности. Они проводят будто генеральный обзор сил наций, ее возможностей и резервов (поэзии “Владимир Мономах”, “Тарас Шевченко“ Филиповича “Сон Святослава”, “Олесь” Зерова, “Круте” Драи-Тучи и прочее).

Очевидно, такой способ осмысления национальной истории был воспринят культурным 1920-возрождение х лет неоклассики были его активными участниками. Они постоянно интересовались тем, как проблемы культуры, истории, искусства розв”язували предшественники.





Вернуться назад