ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

Главная - Культура - ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ

1. Социально-экономические условия развития западноевропейской духовной культуры пор Просвещения.

2. Рационалистическая философия. Энциклопедизм.

3. Рост роли литературы в жизни общества.

4. Особенности развития искусства пор Просвещения (архитектура, живопись, музыка).

1. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПОР ПРОСВЕЩЕНИЯ

Просвещение - прогрессивное идейное течение эпохи становления капитализма, связанное с борьбой против феодальных порядков. Она имела такое огромное влияние на все сферы духовной жизни общества, что и самую эпоху называют эпохой Просвещения.

Хронологически - это приблизительно вторая половина XVII-XVIII ст. Период характеризуется дальнейшему ростом и укреплением национальных государств Европы, коренными экономическими сдвигами, бушующим развитием промышленности и напряженными социальными конфликтами.

Со становлением в Западной Европе буржуазного общества идеи Просвещения развиваются сначала в Англии, потом в Франции, позднее в Германии, Италии и в других крайнах.

Характерной особенностью Просвещения было стремление его представителей к перестройке всего общественного отношения на основе ума, «вечной справедливости», равенства и других принципов, которые, по их мнению, вытекают из самой природы, из неотъемлемых «естественных прав» человека. Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшение морального состояния общества. Они стремились раскрепостить ум людей и тем самым оказывали содействие их политическому раскрепощению. Просветители верили в человека, ее ум и высокое призвание. В этом они продолжали гуманистические традиции пор Возрождение.

Просвещение в разных странах имело и специфические отличия, обусловленные особенностями их исторического развития. Именно специфические условия исторического развития западноевропейских стран в пор Просвещения, художественные традиции, которые сложились в этих странах в предыдущие столетия, были причиной того, что культура и искусство каждой из них имели свои особенности и отличия. Вместе с тем в культуре западноевропейских стран можно выделить и общие черты, которые дают основание говорить о пор Просвещения как об определенном целостном этапе в истории европейской духовной культуры.

2. РАЦИОНАЛИСТИЧЕСКАЯ ФИЛОСОФИЯ. ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ

Господствующей философской идеей культуры XVIII ст. стал Ум. Философы-рационалисты были убеждены, что природа упорядочена «умно», поэтому может быть познанная рационалистическими средствами. Вместе с тем отрицались другие «зна-ряддя» познание мира, в частности религиозный опыт, традиционная мудрость и т.п.. Успехи естественных наук оказывали содействие распространению мысли, которая научно-эмпирическими методами можно изучать не только природу, но и человека и общество. Сложилось представление, что все проявления человеческой деятельности - экономические и политические, духовные и моральные, эстетичные и религиозные, - подлежат действию универсального закона природы, итак, является составной частью естественного порядка. Не отбрасывая окончательно идею Бог, значительная часть просветителей переосмысливала ее в контексте деизма с его ведущим тезисом «Закон природы есть закон Божий».

Выдающимся представителем английского Просвещения был философ Джон Локк (1632-1704 гг. ). В своей философской работе «Опыт о человеческом уме» он доказывал, что весь духовный мир человека, чувство, понятие, научные и морально-этические идеи являются продуктом ее опыта, основу которого представляет чувствительное созерцание объективной действительности. К опыту («от рождения») человеческая душа, по мнению Джона Локка, похожая на «чистую доску» и лишь в процессе чут-тевого созерцание и работы мышления человек приобретает определенные знания о внешнем свит.

В экономических работах Джон Локк исследовал главным образом вопроса денег и денежного обращения, интересные идеи он выдвинул в областях языковедения, педагогики. В политической деятельности активно участвовал как приверженец буржуазной конституционной монархии.

От деизма до материализма эволюционировали философские взгляды английского научный работника Джона Толанда (1670- 1722 гг. ). В своей работе «Христианство без тайн» он признает христианские истины откровением Бог, однако доказывает, что они не могут быть ни надрозумними, ни протирозумними. В другом произведении «Письма к Серени» ученый утверждает, что мир как целое есть вечным, однако постоянно изменяется. Он одним из первых сформулировал положение о том, что движение есть существенного свойством материи. Материя же лежит и в основе мышления.