“Золотой возраст” мировой литературы (ХИХ ст. )


Новое место литературы в обществе. XIX ст. - время бушующего развития всех сфер художественной культуры, при этом их соотношение и роль испытали важных изменений. На первый план выдвигается литература, XIX век называют ее “золотым возрастом” - как за созвездием имен во всех жанрах, так и за резко возрастающим влиянием на общество. Благодаря техническому прогрессу в полиграфии, увеличению тиражей и удешевлению печатной продукции она стала доступной довольно широким слоям населения. С другой стороны, развитие образования и повышения уровня грамотности повысили спрос на книгу. Если еще в начале века она была доступная лишь узкой прослойке аристократии и очень богатых предпринимателей, то на конец века она появилась в жилье каждого грамотного человека. Изменился и сам писатель, его общественное положение. Литераторство превратилось в профессию, у автора появилась возможность пером зарабатывать на жизнь. Бушующие события начала века привлекли писателей в гущу событий. Ф. Стендаль воевал в армии Наполеона, Д. Байрон принимал участие в греческом восстании против турок, Ш. Петефи погиб, воюя против карателей Николая I, Л. М. Толстой оборонял Севастополь, Э. Золя активно вмешался в дело Дрейфуса. . . Литератор начинает сознавать, как никогда раньше, свою ответственность за воспитание общества. Тема “поэт и гражданин” проходит красной нитью не только в творчестве О. Пушкина и М. Некрасова. . .

Как и во всей культуре XIX ст. , в литературе происходит не только бушующее развитие национальных литератур, но и формирование мировой литературы. Этому особенно оказывал содействие развитие художественного перевода. О том, что составляется всемирная литература, которая не принадлежит отдельным нациям, а всему человечеству, говорили уже современники. Так, в поэтической миниатюре под символическим названием “Мировая литература” (1827 г. ) И. В. Гете подчеркивал: “Пусть все народы мира, живя под одним небом, утешаются радостью общих сокровищ!”

Развитие художественной культуры XIX ст. проходил под знаком борьбы и последовательного изменения четырех основных направлений: классицизма, романтизма, реализма и декаданса. Все эти художественные стили, исторически изменяя друг друга, но часто и сосуществуя, нашли выражение во всех видах искусства, но прежде всего - в литературе.

Классицизм. Классицизм с его антифеодальным духом и пафосом республиканской громадянськости властвовал в культуре в революционные года и первое десятилетие XIX ст. (позднее он не исчез, но переродился в консервативное направление). Он продолжал опираться на античные традиции, идеологическое наследство и внешние формы римской демократии. Характерной его чертой была незыблемость определенных эстетичных норм, в представлениях четко разграничивалось приподнятое и низкое, прекрасное и безобразное. Решительно исключалось смешение разнородных элементов - трагического и комического, пафоса и юмора, значительного и незначительного. Преобладали сюжеты, в которых воплощалась идея необходимости подчинения индивидуальных, личных интересов интересам государства, общества, политического или религиозного движения.

Последним ярким взлетом классицизма на рубеже веков был веймарський классицизм (по названию города Веймар - столицы крохотного немецкого государства), представленный двумя большими именами - Иоганна Вольфганга Гете и Фридриха Шиллера. Они видели задачи искусства в том, чтобы поднимать душу, поднимать человека над убожеством окружающего мира. Пьесы Шиллера “Разбойники”, “Коварность и любовь” и особенно поздние драмы “Мария Стюарт”, “Вильгельм Телль” преисполненные героического пафоса.

Гете использовал сюжет средневековой немецкой легенды о жизни, безбожных действиях ученого-чернокнижника и чародея Фауста, который ценой союза с дьяволом возвратил себе молодость и познал заветные тайны природы. В финале гениальной трагедии “Фауст”, которую О. Пушкина охарактеризовал как “найвеличнише творение поэтического духа”, как гимн, звучат слова:

Жизнь года

Прошли недаром; ясный предо мной

Конечный вывод мудрости земной:

Лишь тот достойный жизнь и свободы,

Кто каждый день идет за них на бой!

Романтизм. Острое непринятие реакции и прозы жизни, которые воцарились в обществе, породили в 20-и года романтический бунт молодого поколения. Романтизм как такой - не просто художественный стиль, подобный классицизму или бароко. Романтизм - общественное и культурное движение, которое охватило много стран Европы и разнообразнейший сферы - от философии и политической экономики к моде на костюмы и прически. При этом всех романтиков объединяло одно: “ненависть к действительности, жгучая потребность убегать от нее” (со слов английского писателя С. Моема). Романтическая литература решительно отказывается от культа ума, который проповедовался Просвещением и классицизмом. Романтики выдвигали новых героев - одиноких бунтовщиков, индивидуалистов, непримиримо вражеских своей среде, которые шли за неудержимыми стихийными порывами страстей, пренебрегали всяческое холодное благоразумие. Сюжетами произведений чаще за все избирались исключительные события, романтические герои действовали или в условиях фантастически изображенного средневековья, или в экзотических заморских краях, далеких от буржуазной цивилизации. “Необыкновенные герои в необыкновенных обстоятельствах” - так можно охарактеризовать основной принцип романтического искусства.





Вернуться назад