Биoетика. Биологическая концепция этики и культурогенезу

Главная - Культура - Биoетика. Биологическая концепция этики и культурогенезу

1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ БИОЕТИКИ КАК НАУКИ

В конце XX столетие человечество осознало, что достичь истинного прогресса без высокой морали, моральных норм и правил невозможно. Они позарез нужны не только для того, чтобы защитить каждого отдельного индивидуума - больного или здорового, ребенка или человека преклонного возраста, а и самая жизнь на Земле. Так родилась биоетика. Первую книжку, посвященную ей, как уже отмечалось, написал американский ученый В. Р. Поттер в 1969 году под многообещающим названием "Биоетика - мост в будущее". Если обратиться к анализу роли биоетики сегодня и вообразить ее в будущем, то в этом названии нет ни одного преувеличения. Наоборот, это необходимый портрет будущего.

Какое же определение биоетики, на наш взгляд, есть наиболее приемлемым?

Биоетика или этика жизни - это раздел прикладной этики, философской дисциплины, которая изучает проблемы морали прежде всего относительно человека и всего живого, определяет, какие действия относительно живой с моральной точки зрения являются допустимыми, а какие - недопустимыми. Или другими словами: биоетика - это органическое объединение новейших достижений биологической науки и медицины с духовностью. В современном обществе она стала признаком цивилизованности.

Проблемы биоетики имеют междисциплинарный характер, к ним причастные биологи, медики, экологи, философы и правоведы, представители религиозных конфессий. Обобщая научные, общественные, религиозные взгляды, национальные особенности, традиции, они разрабатывают совокупность моральных принципов, норм и правил, которых необходимо придерживаться в профессиональной деятельности. Важнейшие из них закрепляются соответствующими законодательными актами, находят отображение в международных документах и конвенциях, декларациях, хартиях. Эти принципы, нормы и правила со временем изменяются соответственно изменениям социально-экономических условий общества, государственной политики и общественной мысли.

Довольно вспомнить, как эволюционировала проблема абортов в разных странах - от полного запрета ко вседозволенности, несмотря на непоколебимую и неизменную позицию христианской церкви, которая рассматривает искусственное прерывание беременности как прекращение жизни к рождению. Церковь осуждает не только аборты, а и то этическое равнодушие, легкость, с которой они осуществляются, часто ради прагматизма и примитивного меркантилизма. Так, в США проблема абортов нередко становится причиной противостояний в обществе.

Биоетика возникшая не на голом месте. Ей предшествовал тысячелетний опыт развития медицинской этики и врачебной деонтологии. Этические нормы и правила в медицине, произведенные еще Гиппократом, применяются и сегодня, а его Клятва традиционно провозглашается каждым, кто становится ликарем. "Канон науки о лечении", который создал выдающийся врач Востока, ученый-энциклопедист Авиценна (Ибн-Сина), также содержит немало этических принципов. К ним, в частности, принадлежит требование к врачу сосредоточить усилие на профилактике болезней, учитывать индивидуальные особенности и уникальность каждого человека.

Выдающиеся украинские ученые и врачи М. Максимович-Амбодик, Д. Самойлович, М. Пирогов, В. Образцов, М. Стражеско, Ф. Яновський, Д. Заболотний, О. Богомолец и много других не только неуклонно придерживались высоких этических норм и принципов, а и развивали и дополняли их. Они применили новые методы диагностики, лечение и профилактики лишь после их тщательного изучения путем экспериментов на животных, а часто и автоекспериментив. Им было присущее бескорыстное служение людям, самопожертвование в выполнении своей обязанности. Вместе с тем на наших глазах происходят изменения в самой медицине - она постепенно теряет черты врачебного искусства, клинического мышления и все больше становится медициной технологий, исследований, экспериментов, клинических испытаний. Сегодня уже недостаточно придерживаться обычных принципов медицинской этики и деонтологии - поддерживать определенные отношения врача с больным, его родственниками и взаимоотношения врачей между собой.

Современные проблемы - такие, как пересадка органов и тканей, стовбурових клеток, екстракорпоральне оплодотворение, использование для лечения эмбриональных тканей, генная терапия, искусственное изменение пола, применение трансгенних организмов с целью получения пищевых продуктов и, в конце концов, клонирование животных и человека, о чем так много говорят сегодня даже в парламентах и правительствах развитых государств, - очень усложнили старый тезис, сформулированный еще Гиппократом, - "Не навреди!". Диапазон врачебных вмешательств, или, как теперь говорят, медицинских технологий, невероятно расширился, выросшая их отдача в лечении разных хвороб.

Тем не менее вместе с пользой возрос и риск. Врачу ныне часто не по силам решить одвичну и очень ответственную и сложную проблему "польза-риск". К новым медицинским технологиям, которые несут много неизвестного и не всегда предвиденного, следует прибавить деградацию окружающей среды вследствие техногенных влияний, которая ставит под угрозу самое жизни на Земле. Итак, бушующий научно-технический прогресс в области биологии и медицины, изменение среды проживания человека послужили причиной множества новых проблем, которые не вкладываются в традиционную медицинскую этику и деонтологию, их круг значительно шире. Можно сказать, что биоетика является современным этапом развития медицинской этики. Тем не менее такое определение будет неполным. Биоетика - это философское осознание новых возможностей медицинской и биологической науки и их соотношение с правами человека. Это также поиск путей дальнейшей гуманизации медицины, достижение справедливости.