Исторические условия, образование и наука в период украинского культурного возрождения ХIХ ст

Главная - Культура - Исторические условия, образование и наука в период украинского культурного возрождения ХIХ ст

В конце XVIII ст. территория Украины была разделена между Австрийской (вошло 20% площади) и Русской (80%) империями. До этого времени завершилась ликвидация украинской государственности. В обеих империях разветвленный бюрократический аппарат полностью контролировал все стороны жизни общества. В России в XIX ст. особую роль начинает отыгрывать полиция, 3-есть отделения Собственной Его Императорской Величественности канцелярии, жандармерия. Широкими правами наделяется цензура. Употребление украинского языка сохраняется исключительно в народной среде. Т.е. на рубеже XVIII-XIX ст. в развитии украинской культуры сложилась кризисная, критическая ситуация. Собственное стоял вопрос об именно ее существовании. Здесь возможная историческая аналогия с состоянием украинской культуры в XVI ст. , когда значительная часть наиболее просвещенных высших феодальных пластов украинского общества отказалась от национальной культуры, православие, ополячилась. В тех условиях роль духовного лидера украинского общества взяло на себя казачество. Однако до конца XVIII ст. казацкая старшина стала частью русского дворянства и потеряла бывшую роль. В XIX ст. в Украине постепенно составляется новый социальный пласт общества - национальная интелиґенция. Появление в ее лице культурной элиты и сохранение национальных культурных традиций в народной среде сделали реальным украинское культурное возрождение.

Образование. Решающей предпосылкой формирования украинской национальной ризночинной интелиґенций стало развитие образования. В XIX ст. новые нужды управления и экономического развития, особенно с появлением капиталистических отношений, принудили правительство специально заниматься вопросами образования. Что касается Украины, то на ее территории собственная традиция широкого школьного образования была прервана. Если в начале XVIII ст. практически каждое украинское село имело начальную школу, то к его концу, после закрепощения крестьян, вцилили лишь единичные школы, которые содержались на средства родителей. В XIX ст. система образования начала развиваться в рамках общегосударственной русской политики.

При Олександрови I создается система образования, которое состоит из 4 уровней, согласованно связанных между собой. Наймасовишою формой были церковно-приходские школы, где учили чтению, письму, арифметике и Закону Божьему. Но даже на эти школы приходилось всего 1 ученик на 200 жителей Украины. Вторым уровнем были двухклассные, позднее трикласни уездные училища. Полноценное среднее образование давали гимназии, но они носили ярко выраженный сословный характер. В них учились почти исключительно дети дворян и чиновникив.

В состоянии настоящего упадка находилось образование в Западной Украине. Правительство Австро-Венгрии проводило колонизаторскую политику. В Закарпатье даже в начальных школах обучения велось на венгерском языке, в Галиции - немецкой и польской, на Буковине - немецкой и румынской. Формально в 1869 г. здесь было введено обязательное обучение детям возрастом от 6 до 14 лет, однако преобладающая часть населения (от 55 до 75%) оставалась неграмотной.

Буржуазные 60-реформы х лет в России нарушили и сферу образования, реформа здесь была проведена в 1864 г. Соответственно нее все типы школ, которые существовали раньше, провозглашались общесословными и получали название начальных народных училищ. Трудные материальные условия не разрешали большинства детей крестьян и рабочих приобретать образование, поэтому в 90-концы х лет в разных губерниях удельный вес грамотных колебался от 15 до 28%, и вдобавок все обучение шло на русском языке. И все же количество школ в Украине выросшая с 1300 в начале столетия до 1700 во второй его половине.

Среди выпускников школ очень медленно, но все же увеличивалось число людей, связанных с народной средой и украинской культурной традицией. Принципиальную роль в этом процессе сыграло открытие университетов. В 1805 г. по инициативе украинского ученого, изобретателя, культурного и общественного деятеля В. Каразина было открыто Харьковский университет, который сейчас носит им“я своего основателя. Обучение здесь проходило на русском языке, однако университет стал превращаться в центр именно украинской культуры. Его ректором был П. Гулак-Артемовський - известный украинский поэт. Здесь выдавались “Украинский вестник”, “Украинский журнал”. Отсюда вышло много выдающихся деятелей украинской культуры: Г. Квитка-Основьяненко - автор первых украинских повестей, М. Костомаров - выдающийся историк, О. Павловський - автор первой украинской грамматики, А. Павловський - украинский математик и много инших.

В 1834 г. был открыт Киевский университет, первым ректором какого пруд известный украинский ученый - М. Максимович. Он делал авансы и лично принимал участие в собирании украинского фольклора, изучении памяток старины. В 1865 г. открылся университет в Одессе, в 1898 г. - Киевский политехнический институт, 1899 - Катеринославське высшее горное училище (ныне Национальная горная академия Украины). На западноукраинских землях основными центрами науки были Львовский (основанный 1661 г. ) и Черновицкий (1875 г. ) университеты, занятия в которых велись польским и немецким языками. Естественные науки. Развитие университетского образования оказывало содействие прогрессу естественных наук. Большие открытия в области математического анализа и математической физики были сделанные М. Остроградським. Основателем современной физической химии стал М. Бекетов, который возглавлял кафедру химии Харьковского университета. Основатель школы русских доменщиков М. Курако много лет работал на металлургических заводах Украины. В 1886 г. в Одессе зоолог И. Мечников и микробиолог М. Гамалия основали первую отечественную бактериологическую станцию. Д. Заболотний и В. Високович сделали весомый вклад у изучение и лечение трудных инфекционных заболеваний. С Украиной связанный значительный период жизни основоположника военно-полевой хирургии М. И. Пирогова. Здесь он старался сделать более демократической систему образования, стал опекуном учебного округа в Одессе, потом в Киеве. Кроме того, следует назвать гениального украинского изобретателя М. Кибальчича, который уже в те времена предложил идею летательного аппарата (ракеты) для полета в космос (его именем уже в ХХ ст. назван кратер на Луне).