Киево-Печерский монастирь


Древнейшие источники, в которых содержатся сведения о происхождении Киево-Печерского монастыря, - это памятки древнерусской письменности “Повесть временных лет” и “Киево-Печерский патерик”. Авторы этих рукописных книг были современниками событий, связанных с возникновением монастыря. Больше того, они были его жителями - монахами, а некоторые из них играли значительную роль в общественно-политической жизни.

В “Повести” под 1051 роком говорится, что какой-либо мужчина из города Любеча, на Черниговщине, отправился на Афон в Грецию, где был пострижен в монахе под именем Антония, после чего возвратил на родину и оказался в Киеве. Здесь, после длинного блуждания по монастырям, поселился в пещере, выполненной пресвитером Иларионом, которого в 1051 году Ярослав Мудрый поставил митрополитом.

В скором времени к видлюднтка начали собираться монахи, и когда их стало уже 12 человек, Антоний назначил им игуменом Варлама , а сам подался на соседнюю гору и выкопал там другу пещеру , которая теперь называется Ближней пещерой. Таки, по свидетельству летописца, основатель монастыря и помер.

Оставленная Антонием монашеская ггромада быстро разрасталась. Со временем ее игумен обратился к великому князю Изяслава Ярославича с чолобитною, вимолюючи у него надпечерну гору. Когда князь задовильнив эта просьба, монахе построили там надпечерний монастырь с церковью, кельями и другими строениями. По утверждению летописца, это было начало существования монастыря, а поскольку раньше монахи жилы в пещере, то он “прозвался Печерский монастырь”.

Из этого видно, что Печерский монастырь как монашеская община со всеми строениями сформировался во времена игуменства Варлама при активном участии Антония.

В “Киево-Печерском патерике” обстоятельства возникновения Печерского монастыря изложены немного иначе, чем в “Повести временных лет”.

На мысль известного исследователя летописей О. О. Шахматова, версия “Повести” об учреждении Печерского монастыря более возможная . Но он не рассматривает вопроса, когда именно это могло произойти. Другой исследователь древнерусских летописей М. Д. Приселков считает, что монастырь “зародился в самом конце княжения Ярослава и уже в пор Ярославичив”, т.е. не раньше1053 года и не позднее 1054 года. По его мнению, Антоний пострижен в монахе не на греческом Афоне, а в Болгарии, где-то до 1051 года.

Подытоживая сказанное, можно сделать вывод, что начало Киево-Печерскому монастырю положил Антоний в старинной пещере. Поселился он в пещере Илариона после того, как тот стал митрополитом, но не позднее 1053 года, так как в этот год к нему уже приобщился Иларион под именем монаха Никона Большого, которого греки усунунули с митрополитчой кафедры.

Киево-Печерский монастырь окончательно сформировался как религиозная община 1062 года. В настоящее время собралось необходимое количество монахов, был предназначен игумен, монастырь получил участок земли над пещерами, на которой построенные церковь, кельи и другие монастырские помещения. Все это говорило о том, что монастырь на это время был юридически оформленный , так как без согласия митрополита князь не мог бы дарить землю для создания монастыря.

1062 года монахи, по совету Антония, избрали игуменом боярского сына Варлама.

Киево-Печерский монастырь был активным проводником христианской религии, введенной на Движении в 988-989 годах. Христианство, насаждаемое среди народных масс силой, должно было преодолеть разъединительную тенденцию племенной языческой религии на Движении, вытеснили культ старых богов и объединить общество на грунти новой религиозной идеологии. Оно оказывало содействие централизаторський политике великого князя, который стремился объединить разрозненные восточнославянские племена в едином централизованном государстве во главе с самодержцем.

Киево-Печерский монастырь играл важную роль в истории Давней Движении, он активно вмешивался в политические дела государства, осуждал княжеские междоусобицы, выступал за независимое развитие русской православной церкви, которое становилось поводом для частых конфликтов игуменов монастыря с киевским митрополитом - греком. Тем не менее конфликтим, что возникали между князьями и Печерским монастырем, не имели антрогонистичного характера. Монастырь всегда захичав крепкую централизованную монархию, отстаивал неприкосновенность власти великого князя.

Князь Ярополк Изяславич в 1158 году подарил монастырю Небельську, Дервську и Лучську волости и другие угодья возле Киева. Того же рока князь Глеб Всеславич Полоцький и его жена Анастасия Ярополкивна подарили печерским чорноризьцям 700 гривен серебра, 100 гривен золота и 5 сел с челядью. Суздальский епископ Ефрем, постриженець Киево-Печерского монастыря, пожертвовал своим землянинам имение в г. Суздале с церковью Димитрия и селами.





Вернуться назад