Киево-Печерский заповедник

Главная - Культура - Киево-Печерский заповедник

На живописных холмах правого берега Днепра размещенный уникальный ансамбль Киево-Печерского государственного историко-культурного заповедника, который составлялся на протяжении девяти столетий. Во внешнем виде его сооружений отразилась сложная и своеобразная история отечественной архитектуры, нашли воплощение работа и талант народных мастеров многих поколений.

К внедрению христианства в Древнерусском государстве властвовала языческая религия. Но в конце 10 ст. возникшая необходимость в централизации государственной власти, объединении древнерусских земель, которое нашло проявление в принятии единой для всей Движении религии - христианства. С целью укрепления христианской религии княжеская власть свободно оказывала содействие винекненню монастырей, которые должны были проводить миссионерскую деятельность среди населения.

Кельи и церковь основанного Киево-Печерского монастыря были устроены в пещерах высокого приднепровского холма на территории нынешних Дальних пещер. Со временем сын Ярослава Мудрого, Изяслав, подарил монастырю надпечерний холм, и здесь была сооружена деревянная церковь, кельи и другие здания. Позднее второй сын Ярослава Мудрого, Святослав, присоединил большой участок земли на высокому плато близ загородной княжеской резиденций в селе Берестовое, где и было заложено в 1073-1078 гг. Первый каменный храм - Успенский собор.

Современное планировочное решение ансамблюзаповидника в целом сохраняет давнее планирование. Оно було закреплено своеобразным рельефом территории.

На верхней территории монастыря на начало 13 ст. было сооружено, кроме Успенского собора, Иоанно-Предтеченську церковь, Тройцьку надбрамну церковь, Трапезную палату и крепостные мури.

Верхний холм(гора) за своим положением высочайший. Величественный Успенский собор, занимая высочайшую точку на холме, своим объемом властвовал над монастырской застройкой, которая окружает его, утворюючийого монументальное архитектурное ядро.

Он представлял собой типичный образец древнерусского шестистовпного хрестовокупольного храма. Шесть крестообразных столбов несли свод и делили храм на три продольных части (нефы), которые заканчивались на востоке вивтарнимигранованими апсидами, а на западе - притвором, над которым располагались хоры.

Зодчий, который создал Успенский собор, установил пропорции длины и ширины храма 3:2. В конце 11ст. к северной стене собора была пристроенная небольшая чотиристовпна однобанная Иоано-Предтеченська церковь.

Стены Успенского собора и Иоанно-Предтеченськой церкви было составлено из тонкого кирпича - плинфи и камня-валуна способом смешанной кладки, а это разрешало максимально использовать валунный камень. Кладка велась на растворе, который называется цементивкою, и состоял из двух частей хорошо погашенной извести, двух частей речного песка и одной части растолченного кирпича.

Старинный архитектрний игляд собора ясно отбивал его конструктивное строение - плоские лопатки на фасадах отвечали внутренним крещатым столбам , стены завершались полукруглыми закомарами, повторяя форму сводов, по которым здание покрывалось свинцовыми письмами.

Торжественно и пышно был решен интерьер храма. Стены были расписаны фресковой живописью и украшении мозаикой. Подлоги изложены шифернимиплитами, инкрустоваваними цветной смальтой. Алтарь отделялся мраморной изгородью. В обрамлении интерьера собора принимали участие как приглашенные из Византии, так и местные мастера. Летопись свидетельствует, что в росписи храма принимал участие древнерусский художник Альпий.

В начале 12 ст. к западу от Успенского собора сооружается Тройцька надбрамна церковь. Прототипом каменных ворот Печерского монастыря были Золотые ворота с Благовещенской церковью над ними. В плане Тройцька церковь почти квадратная (11,5*11 метров), объем здания по горизонтали подиляетьс на два яруса: нижний, в центральной части которого расположен главный вход к монастырю, и верхний - собственное чотиристовпна хрестовокупольна церковь. Особенностью сооружения является отсутствие апсид, которые выступают на восточном фасаде (они запрятаны в толщи стены). Каждый фасад церкви членится пилястрами по вертикалу на три части с кое-что билбшою средней. Пилястры связывались сверху тремя арочными закомарами.

В конце 12 ст. к церкви из южной и северной сторон были пристроены каменные стены, которые образовали единую оборонительную систему, которая предохраняла вход к монастырю.