Культура Месопотамии

Главная - Культура - Культура Месопотамии

1. Вавилония

2. Ассирия

3. Столетие и народы

Вавилония

На протяжении многих столетий, которые прошли после краха империи фараонов, каменные общины пирамид и руины грандиозных храмов поражали воображение новых хозяев Нила, напоминая о том, что там когда-то расцветала большая культура.

Восточнее от Египта только холмы, которые мало гармонують с общим пейзажем долины Тигра и Евфрату, возбуждали временами любопытство путешественников, так, наверное, еще глиняные черепки - частые находки арабов, - покрытые какими-то знаками, похожими "на следы птицы на мокром песке".

Тем временем в Месопотамии, на нынешней территории Ирака, в очень далекие времена возникшая и утвердилась настолько же высокая, как в Египте, культура, которая сыграла не меньшую роль в истории человечества.

О могущественном когда-то Вавилонське царство и о большом ассирийском государстве еще к прошлому столетию было известно только из Библии и из писаний Геродота и некоторых других древних авторов. Были такие государства и такие народы, которые пролили много крови в бесконечных войнах, которые много строили и, очевидно, что процветали во многих знаниях, но которая была их культура и что она дала человечеству, оставалось неясным. Так как ниякими памятниками этой культуры, если не считать обожженных глиняных табличек с непонятными знаками, потомство не распоряжалось.

Французскому консулу в Мосули Полю-Емилю Ботта принадлежит честь первого археологического открытия в Междуречье. Узнав, что он интересуется этими странными табличками, какой-либо араб сообщил ему, что их большое количество в его селе, где их давно уже употребляют на хозяйственные нужды. Ботта организовал раскопки на холме возле указанного арабом села и нашел под мусором и землей не только черепки, но целые стены и рельефы с изображением каких-то удивительных зверей. Так были открыты руины ассирийского царского дворца.

Двухлетие было бедное камнем, и потому строили там из кирпича. Кирпичные же здания погибли от времени.

В отличие от долины Нила, где на протяжении трех тысячелетий жил один народ и существовало одно государство, в долине Тигра и Евфрату одно государственное образование не раз изменялось другим, разные народы воевали между собой, причем победители обычно разрушали храмы, крепости и города переможених.

И, в конце концов, Вавилония, не защищенная извне, как Египет, важкопрохидними песками, часто подвергалась вражеским навалам, которые разоряли страну. Так погибли много больших произведений искусства и была отданная забвению большая культура.

Народы разного происхождения, которые враждовали один из одним у Двухлетие, создали несколько культур, и все-таки искусство их в своей совокупности отмечено общими чертами, которые глубоко отличают их от египетского.

Искусство древних народов юга Месопотамии обычно обозначается как вавилонське искусство; это название распространяется на название не только самого Вавилона (начало II тысячелетие к н.э. ), но и никогда самостоятельных шумеро-аккадських государств (IV-III тысячелетие к н.э. ), объединенных потом Вавилоном. Так как вавилонську культуру можно считать прямой наследницей шумеро-аккадськой культуры.

Как и культура Египта и, вероятно, приблизительно в тот самое время, эта культура возникает в Двухлетии в конце неолита снова же в связи с рационализацией земледелия. Если Египет, по выражению Геродота, - дар Нила, то и Вавилон следует признать даром Тигра и Евфрату, так как весенние разливы этих год оставляют вокруг благодатные для грунта наслоения ила.

И здесь первобытнообщинный порядок сменил постепенно рабовладельческим. Однако у Двухлетие долго не существовало единого государства, управляемого единой деспотической властью. Такая власть была установлена в отдельных городах-государствах, которые постоянно враждовали между собой через полив полей, через рабов и скот. Сначала власть эта находилась целиком и целиком в руках жречества.