Народнописенни особенности интонации поэзий Ивана Франко

Главная - Культура - Народнописенни особенности интонации поэзий Ивана Франко

“Если музыка возникшая с пения,- утверждает О. Потебня,- это стихосложение и размер - из связи слова с пением” [5, 112]. Прослидковуемо, как обогащает писатель поэтическую палитру на основе народной песни, которая обусловила наспивну мелодику багатох его поэтических произведений. В таком плане написано много поэзий из сборников: “Веснушки”, “Завядшая листва”, “Из вершин и низин”, и инших.

Прекрасным аккордом во второму “жмутку” есть стих “Ой ты дубочку кудрявый”, что своим поэтическим содержанием близкий к стиху “Красная калина, чего в лузе гнешься?”. Стих щедро наполнен сравнениями, эпитетами, которые идут от народной песни: дубочку кудрявый, густые лозы, мелкие слезы, черные глаза, темные ночи, листочки завядшие. Начинает произведение присущему для народнописенной творчества риторическим обращением, усиленным вопросительным предложением:

Ой ты, дубочку кудрявый,

Ой, а кто же тебя скучерявив?

“Фигура риторического обращения к предметам, явлениям навколишнього мира - одна из наиболее распространенных особенностей поэтического языка Франко. Он вливает жизнь в свою поэзию, чувство в неорганическую природу, персонифицирует силы и явления природы” [7, 115].

Начало стихотворной миниатюры тождественный поэзии “Ой ты, девушка, из ореха зерно”. В обеих поэзиях начальное “ой” взято из народной песни, а дальше звучит обращение. Сравним:

Ой ты, девушка, из ореха зерно

и

Ой ты, дубочку, кудрявый

В следующих строках наблюдаем любимое средство поэтического синтаксиса Франко: частое употребление глаголов, которое создает градацию. “Глагола, как известно, разворачивают понятие, которые становятся в центре внимания говорящего. Поэтому глагол предоставляет тексту динамики и эмоциональной выразительности. Исследование стилей разных писателей довело, что произведения, в которых преобладает эмоциональность, аффект, характеризуются особенно высокой частотой употребления глаголов” [3, 65]. Народная песня всегда эмоциональная, откуда и вытекает ее напевность. Большое внимание в этом плане в произведении сыграет народно-поэтическая рифма, а именно: лозы - слезы, ночи - глаза, краса - непогода, тает - вянет, злоба - скот и фольклорные эпитеты - дубочку кудрявый, густые лозы, мелкие слезы, темные глаза, черные глаза, пышная краса, гордый язык, ветер холодный, вечная разлука, листочки завядшие, остре пили, человеческая злоба.

Логические ударения падают на найвагомиши по значению глагола, которые делают мелодию стиха не монотонной:

Скучерявили густые лозы,

Подмыли корень мелкие слезы.

Фольклорным эпитетам Франко придает большое значение, ведь эпитет Франко содержит в себе ярко обрисованный образ. “Эпитет предоставляет особой выразительности. (...) хорошо добранный эпитет - это один из средств поэтического искусства, которое создает пластический образ, который переносит читателя в воображение поэта” [6, 8]. Минорная мелодия стиха обусловлена печальным содержанием, она изменяется соответственно содержанию, появлению новой мысли. Значительная нагрузка сконденсирована в глаголах, в которых заложено большую эмоциональную силу: Уже моя сила слабнет, гнется, Уже мне весна не улыбнется. Падуть листочки завядшие, зв'яли - вот так и сам я упаду дальше. Наспивну интонацию поддерживает звукопис, который усиливается богатыми парными рымами. Звукопис у Франко - это не самоцель, а всегда находится вместе из тем, что он изображает.

В структуре стиха десять строф, написанных двовиршем. Наблюдается нечеткость ритма вследствие дежурства разных размеров: в определенной последовательности фигурируют ризнометрични стопы: ямб, хорей, хориямб, холиямб. В античной лирике (чаще всего хоровой) - это так называемые логаеди - “от греческого logaedikos от logos - слово и aoide - пение - стихи мешанных размеров” [4, 224]. Во второй строфе первой стихотворной строки последняя стопа превращается в хорей - хориямб:

С к у ч е р я в и л и г у с т и л о з и

В начале 3, 5, 9, 10 строф скандируется хориямб - четырехсложная стопа, которая состоит из хорея и ямба: - - Например:

Го р д а я м о в а - в и т е р з и м н и и,

В и ч н а р о з л у к а - же а л ь н е с т р и м н и и.

На примере этого поэтического шедевру видим, что гений Франко в украинской народной песне нашел своего учителя, позаимствовав в ней много приемов, которые стали средством стилизации его стихов под народные песни.

Наспивний стих представляет финальная поэзия первого “жмутку” “Эпилог” (Развейтесь с ветром, листочки завядшие). Первый строка - будто камертон ко всей миниатюре. Сразу вчуваеться минорная тональность, созвучная внутреннему состоянию героя. Кстати, в стихах раздела заметное тяготение к минорным интонациям. Минорную тональность песни героя подчеркнуто уже в первой строке обычным эпитетом - “листочки завядшие”, который выполняет в предложении функцию обращения, именно в нем заложена большая сила чувств героя. Содержание усиливают аллитерации и ассонансы:

Развейтесь с ветром, листочки завядшие2р, 3с, 3в, 3т

Развейтесь как тихий вздох !1р, 2с, 1в, 3т

Незгоени раны, невтишени сожаления,1р, 1с, 1в, 1т

Замершее в сердце любви. 2р, 1с, 2в,причем, аллитерации разные за характером. Первая - с идет в пари с сонорным в - спокойная, как втишений боль, но он не прошел - о нем напоминает аллитерация р, что отвечает чему-то болевому. Объединение нескольких аллитераций обогащает звучание стиха.

В произведении значительный вокализм, созданный с помощью дежурства громких звуков высокого и низкого поднятия. В книге М. Ласло-Куцюк “Основы поэтики” зазаначаеться, что “... громкие звуки делятся на бемольовани и диези” [3, 135]. Конечно, на основе деления их на громкие высокого, среднего и низкого поднятия. Как известно из теории музыки, знак бемоль понижает звучание основного звука на полутон, а диез - наоборот - повышает звучание звука на полутон. За Ласло-Куцюк, бемольовани звуки - в, в, а диезни - е, и. Интересно, что интонация на диезних звуках повышаются, а на бемольованих - понижается. Поставленные рядом диезни звуки е и и будут гармоничными, так же, как и бемольовани звуки в, у. Итак, наблюдаем легкое покачивание восходящей и нисходящей интонации, которое образовывает интонационный рисунок, а он, в свою очередь, -тип мелодики стиха:

в -и - е - а, и -в, и - в -и, и -а - и (это пример первой строки первой строфы и т.д. ) Эффект эвфонии поэзии создается именно наличием в строфе, в стихотворной строке в частности ряда подобных или контрастных звуков. Таким образом, образность воспроизводится как через аллитерацию, так и через ассонанс акустически-контрастных звуков : зв-р, в, а - и, е, и (первая строфа), соответственно подобранных к воспроизведению темы стиха.

Стихи этого типа мелодики имеют также свою синтаксическую норму, которой присущий преимущество сочинительной связи над подрядным. В структуре стиха три строфы, в которых преобладает бессоюзную связь с однотипными частями, т.е. бессоюзные сложные предложения однородного состава, для которых характерная интонация перечисления, которое в значительной мере предопределяет напевность стиха. В этом же контексте употреблены однородные члены предложения - “раны”, “сожаления”, “любовь”, (первая строфа); постоянные эпитеты, которые обрамляют означаемые существительные, - “листочки завядшие”,”тихий вздох”, “незгоени раны”, “земной рощи”,”сокровище богатое”, “души молодой”, “нищий одинокий”, “печальными тропами”; средство словообразования, которое, отбивая связь поэзии с фольклором, реализует творческую установку автора в произведении. “Повторы предопределяют выразительную стихотворную ритмизации мовленя” [2, 42]. В основе размер положен 4-дежурство стопного и 3-стопного амфибрахию, который, по нашему мнению, приближает стих к романсовой лирике.

Второй “жмуток” вмещает оригинальный стих “Зеленый явор, зеленый явор”, который написано в ключе народных песен. Поэзия неповторимая тем, что она задумана как лирическую песню кобзаря. Мелодия будто звучит под тихий акомпонемент бандуры. Размер постоянно сменный, поэзия - образец количественного стихосложения, построенного на “...изохронизме ритмических единиц, на учете времени, нужного для произношения состава. Количественное стихосложение называют также квантативним (от лат. quantitas - количество), или музыкально-языковым, поскольку в основе его лежат и музыкальные, и языковые элементы” [4, 185]. Образцы произведений, которым присущее такое стихосложение, встречаются редко, так как оно сложилось в давниши времена, когда “текст песни не отделился окончательно от музыки” [4, 185]. Мелодия стиха отмечается незначительным диапазоном, “топтанием” звуков на одном месте. Повествовательная мелодия звучит будто на басоостинатному тли (неизменном басу). Basso ostinato - с итальянского -“постоянный бас, мелодичный рисунок, который беспрерывно повторяется в басовом голосе музыкального произведения” [8, 19]. Каждая строфа построена симметрично: в начале художественный параллелизм со сферы природы, потом - змалювання какой-то из рис водливой девушки. Это типичная схема песенной строфы” [1, 236]. Эвфоническое звучание создают повторы слов в пределах строки, которые предопределяют напевность, вносят особую своеобразность в структуру стиха. Заметно, что повторы употреблены не только для звукового эффекта, а и для создания нового ритмического рисунка, который имеет в себе элемент полиметрии:

Зеленый явор, зеленый явор,

Еще зелениша ива.

Ой между всеми дивчатоньками

Лишь одна мне мыла.

Парное рифмование чередуется с перекрестным. На общем фоне совпадения рифм случаются неточные рифмы, своеобразность которых обусловленная необходимостью выделить нужен образ. “Неточная рифма - следствие сознательного нарушения правил, которое допускают определенные литературные школы. (...) Она напоминает дисонанси в музыке, которые допускаются там для большего эффекта” [4, 355-356].

Отсутствие рифмы в отдельных строфах компенсируют определенные элементы звукопису, которые завуальовують это отсутствие. В четвертой строфе значительная ритмическая нагрузку передают внутренние рифмы:

Громкие звоны - срибний тоны,

Слух в них утопает,

И ее голос - пшеничный колос,

Аж за сердце хватает.

Эта поэтическая миниатюра свидетельствует, что Франко всегда находился в творческом поиске, стремился в каждое поэтическое произведение внести элемент новизны. Наспивни стихи Франко пронизаны песенными мотивами и поворотами, поэтому имеют внутреннюю мелодию. Это достигается такими средствами, как народнопоетичний параллелизм, употреблением фольклорных сравнений, эпитетов, богатых рифм, использованием народнописенной живого языка, повторами, риторическими вопросами, которые идут со сферы чувств, противопоставлениями, народнопоетичними обращениями, которые создают “музыку” стихов, предопределяют их напевность.

Литература

1. Дей О. Иван Франко и народное творчество. - К. : Днепр, 1955. - С. 300.

2. Ермоленко С. Синтаксис стихотворного языка. - К. : Наук. мысль, 1969. - С. 93.

3. Ласло-Куцюк М. Основы поэтики. - Бухарест: Критерион, 1983. - С. 391.

4. Лесин В. Словарь литературоведческих сроков. - К. : Советов. шк. , 1971. - С. 485.

5. Потебня О. Этика и поэтика. Сборник. - К. : Искусство, 1985. - С. 301.

6. Славутич Яр. Шевченкова поэтика. - Едмонтон:Славута, 1964. -С. 24.

7. Шаховський С. Мастерство Ивана Франко. - К. : Наук. мысль, 1956. - С. 192 .

8. Юцевич Ю. Словарь музыкальных сроков. - К. : Муз. Украина, 1977. - С. 205.