Гуцульская вышивка интер'ерного назначение


Содержание

Гуцульская вышивка интер'ерного назначение

Вступление

Раздел И.

1.1. История развития

1.2. Территориальные особенности

1.3. Орнамент и композиция, структура Гуцульщини.

Раздел ИИ.

2.1. Материалы и оборудования.

2.2. Технологические требования (фотография)??

Раздел ИИИ.

Методика и последовательность выполнения изделия

Раздел ИV.

Методика преподавания ДУМ.

Выводы

Список использованной литературы

Приложение

ступ

Украинское народное искусство и профессиональное прикладной^-прикладное-декоративно-прикладное искусство приобрело широкое признание в нашей стране и за границей. В его предновичних образах, удобных утилитарных формах и динамических мотивах орнамента содержатся символы втаемниченой, волшебной природы, сложные перипетии истории, особенности быта, доброта и щедрость души украинского народа.

Сегодня прикладной^-прикладное-декоративно-прикладное искусство е важной составной частью системы художественного образования.

Народное декоративное искусство Украины развивалось в двух основных формах - домашнее художественное ремесло и организованные художественные промыслы, связанные с рынком. Естественные богатства Украины, удобное географическое и торговое положения оказывали содействие развитию домашних ремесел и организованных художественных промыслов. Как уже отмечалось, переход от мануфактур до фабрик, промышленного производства в ХИХ ст. отрицательно обозначился на дальнейшем развитии художественных промыслов, основа которых - традиционная художественная рукотворнисть.

В художественном прогрессе человечества проходит два встречных процесса. Первый идет от первоначального синкретизма. Путь развития искусства - это постоянных процесс обособления, выделение его видов. Он происходит беспрерывно, на разных этапах истории человеческого общества.

Возникнув вследствие трудовой деятельности, искусство, неразрывно связанное с жизнью народа, было только народным. Демократизм народного искусства как особого средства познания, отображение и создание действительности, воспитание и грунтування людей имел важное занчення для будущего развития художественной культуры.

Вид искусства - это определенная его область, которая характеризуется тем, какие стороны жизни: как она познает, отображает.

Народ в своему художественном творчестве отображает историческую практику познания и освоение окружающей деятельности, общественный порядок и быт. В народном творчестве выявленный сложный мир человеческих чувств и переживаний, отраженные пылкая любовь к родной земле, духовные запросы, стремления и мечты человека в лучше будущее.

Высокого художественного уровня достигли художественные ремесла у восточных славян (металл, керамика, резьба на дереве и т.п.). Их оригинальное, высокохудожественное творчество удостоверяют сохраненные памятки, летописные данные и описания иностранцев, которые за уровнем художественного ремесла ставили Давнюю Русь на второе место после Византии.

В Киевской Движении преобладали домашние ремесла, связанные с сельским хозяйством, они играли роль вспомогательного занятия. Крестьяне самые изготовляли разные изделия, полотна, сукна, обувь и т.п. для собственных потреб.

Рассматривая современное декоративно-прикладное искусство, мы оцениваем и его место в человеческой деятельности, жизни. Декоративно-прикладное искусство непосредственно входит в сферу материальной и духовной культуры народа. В этом плане представляют интерес мысли исследователей об аспектах условного размежевания материальной и духовной культуры, специальное выделение художественной культуры на той основе, которая в последний происходит процесс слияния материальной, реальной формы и духовного содержания. Ковры, керамика, одежда, ткани, вышивка и т.ин. является результатом как духовной, так и практической деятельности людей.

Мир человека включает в себя многочисленные виды художественной практики. Это плетение и тканье, роспись и вышивка, резьба и вытачивание и т.п.. Одни виды - керамика, обработка кости и камня, плетение - возникли на зрении человеческой цивилизации, другие - молодые: кружево, гобелен, изделия из бисера, витинання из бумаги. Им заедва насчитывается несколько столетий. Правда, к середине ХИХ ст. ни народное искусство, ни художественное ремесло не признавались за равноценные области искусства, такие, как музыка, театр или живопись. Еще и до сих пор слово "ремесленник" за привычкой имеет отрицательный, пренебрежительный оттенок в противоположность творчомму подхода к работе.

Жизнь подтверждает, что декоративно-прикладное искусство обогащается новыми аспектами, его содержательная красота нужна человеку, в наше время возрастает его художественно-культурная ценность.

Украинское народное декоративное искусство - уникальное явление национальной культуры. Оно всегда правдиво показывало мировые жизни наций, ее духовное богатство, уровень культуры, творческие силы и способности, энергию, выступало, как феномен незнищенности. Изучение народного декоративного искусства закономерно входит в круг проблем национальной культуры.

В жизни украинского народа - работы, быта, морали, психологии и др. - народное декоративное искусство выступает как уникальное явление, которое удостоверяет бессмертные, жизнеутверждающие силы. Народное декоративное искусство - это богатый, справедливый гармонический мир, который донес к нам национальные черты орнаментальной, графической, живописной, пластической композиционной культуры. В ней отраженные вековечные достояния, художественный гений украинской наций.

Раздел И.

1.1. История развития.

В неисчерпаемом наследстве духовной культуры нашего народа есть особая, исключительно важная ее часть - вышивка.

Вышивка - это духовный символ украинского народа, родного края, родительского жилья, тепла материнський рук.

"И в дорогую далекую ты меня

на звезды провожала,

И полотенце вышито к счастью,

на судьбу дала".

Эти строки известной песни на стихе выдающегося поэта Андрея Малышко удостоверяют, что на окольный путях жизни нашей спутницей является вышивка. Крестик или гладь, мереження или вырезывание на льняных, конопляных, хлопчатобумажных тканях испокон века ласкают глаз, радуют душу, дают думу, дают работу рукам и мысли.

Вышивка - распространенный вид декоративного и ужиткового искусства. В котором узоры и изображения выполняются вручную, или способом на разных тканях, коже, и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитями, а также бисером, ценными камешками и т.п..

Первые упоминания о вышивке встречаются у древнегреческих историков, наверное, никогда не сможем узнать, кто и когда впервые воплотил в вышивке красоту природы, свои чувства, любовь к родной земле. Одной из причин этого есть то, что ткани недолговечные, и наука лишенная возможности точно определить время возникновения этого вида искусства, поэтому мы вынуждены принимать на веру догадки и предположение дослидникив.

Данные археологических раскопок, свидетельство летописцев и заметки путешественников прошлого дают возможность считать, что начало искусства вышивания на территории, которую занимает современная Украина, достигает в глубину возрастов. Его развитие длится из незапамятных времен и к нашим дням. Он никогда не перерывался, поскольку вечной есть духовность народа, его творчество, стремление к высочайшим вершинам прекрасного.

Вышивка - классический вид украинского народного искусства, которое раскрывает неисчерпаемое богатство творческих сил народа, вершину его художественного дарования.

Дововижне богатство художественно-эмоциональных решений украинской народная вышивка обусловлена тем, что она широко выступает в разнообразных вариантах - как украшение тканей одягового, бытового, интер'ернообрядового назначение.

Вышивка - это орнаментальная казна коллективного гения. В ней воплощены чудеса народной выдумки, фантазии - геометризований метод изображения красоты земли, природы, солнца, человека.

Современная народная вышивка развивается на основе традиционного наследства прошлого и достижение художественной культуры украинского народа. Ее развитие проходило в едином движении современного народного искусства, подчиняясь его общим основам.

Художественное богатство украинской народной вышивки обусловлено ярко выделенными ведущими центрами вышивального искусства, которые есть во всех этнографических зонах Украины: Среднего Поднепровья, Слобожанщины, Полесье, Подолье, Карпат с Прикарпатьем и Закарпатттям и Пивдня Украины. В каждом из них - свои традиции, своя система и творческие методы. И вдобавок и в пределах этнографических зон, кроме основных центров, выделяются локальные ячейки.

Через тысячелетие тянутся связи орнаментальных схем, которые постоянно видоизменялись, обогащались, в зависимости от конкретных социально-исторических условий. Исследователи неоднократно подчеркивали, что именно орнамент украинской вышивки наиполнее пронес сквозь возрасты тождественность с орнаментом предыдущих эпох, прежде всего с античным геометричним.

Сохранились важные исторические сведения о местах изготовления давних вышивок, людей, которые ею занимались. Так, в ХИ ст. було организованно школу, где молодые девушки учили вышивать золотом и серебром. Киев был центром вышивального искусства. Здесь существовали мастерские при монастырских школах.

Памятки вышивок Х-ХИИИ ст. удостоверяют высокий уровень орнаментальных композиций вышивок с антропоморфными, зооморфными и растительными геометрическими мотивами.

Уже в этот период два направлений вышивания - орнаментальный и сюжетный - находились в органическом единстве, предоставляя тканям сюжетно-художественной виразости. Об объединении сюжетных и орнаментальных изображений как типичное явление вышивального искусства свидетельствуют памятки и более поздний времени.

Вышивки ХVИИ- ХVИИИ ст. выполненные преимущественно на домотканных полотнах: льняных, конопляных, шерстяных, а также тканях отечественного и зарубежного мануфактурного изготовления, коже местной выправки, из которых шили разные компоненты одежды, изделия интер'ерного бытового и обрядового назначения. Орнаментально-декоративное вышивание приобрело большое распространение не только на вещах светского, а и церковного употребления. Его усиленное развитие было вызвано общей склонностью к повышенной декоративности и роскоши средних и заможних кол населения. Разновидность, высокий художественный уровень орнаментального искусства полесской вышивки глубже раскрывается при анализе ее локальных типов. Выделяются вышивки западных районов волыни, севера ровенской, житомирской и Киевской областей, Черниговщины и Сумщины. В каждом из этих регионов наблюдаются локальные группы, подгруппы орнаментов. В частности, представляет интерес вышивка у северо-западного ареала с мелкими мотивами преимущественно сине-красного колорита. Вышивка северных районов Волыни подобная на вышивки, распространенные на севера Ровненщины, Житомирщины. Однако на Житомирщине композиция узоров более монументального звучания, обогащенная разными вариантами трактования мотивов - "звизд", "мальв". Такие широкие вышитые полосы размещаются на традиционно выдающихся частях одежды, полотенцах, скатертинах.

В центральных районах Полесья (Житомирщина, Киевщина) распространенные наиболее типу, давние принципы орнаментально-композиционного решения вышивок, среди которых преобладала техника занизування. Красными нитями вышивали основные узоры, а черные вводили с целью распределения за центром или для побочного обрамления.

Вышивка белыми натками гладью, вырезыванием, набируванням, использование разных видов мережек (одинарный, двийний столбик, "шеляжок"??, "гречечка" и т.п.) получили массовое распространение на Черниговщине, Сумщине. Точностью выполнения выделяются белые вышивки женских рубашек, полотенец с широкими полосами мережек, на которые настилом очерченные крупные геометрические и растительные мотивы.

На Киевщине особенно популярными были техники поверхнього вышивание - затягивание, набор, ??????тва, низь, крестик, шпанивка, ретязь и т.п.. Вышивка Киевщины богатая локальными разновидностями. Во всех районах бытовала вышивка белыми натками на белом фоне. Эти и другие мотивы имеют неисчислимые варианты изображений во всех районах Киевщины. Выделяются такие центры вышивального искусства, как Переслал, Канев, Чигирин, Золотоноша и др.

Давнюю общеславянскую традицию имеет вышивка одежды на Украине. На нее повлияли и взаимосвязи с искусством соседних народов. Древнерусские принципы вышивания одежды сохранились прежде всего среди украинского населения Карпат. При общих признаках выделяется локальными разновидностями вышивки гуцул, бойков, лемкив.

Вышивка Гуцульщини в начале ХХ ст. характеризуется усиленным живописным звучанием при сохранении геометрического орнамента.

Вышивка Бойкивщини - своеобразное локальное художественное явление в украинском вышивальном искусстве. Основное назначение - декорирование одежды влияло на ее художественные особенности.

В ХИХ ст. вышивка приобрела массовое распространение на всей Украине , стала одним из основных видов народного декоративного искусства. Вышивали в каждом сели, а в городах - в дворянскому, купецьому, мещанской среде, монастырях, мастерских и т.п.. Стали известными большие вышивальные мастерской в селах Качанивка на Черниговщине, Григоривка на Киевщине, Яланець на Подолье и др. В этих мастерских изготовляли одежду, кошельке, скатерти, полотенца, наволочки, чехлы на мебель для собственных нужд и на продажу. Украинские мастерицы принимали участие во всемирных выставках народного искусства, их произведения экспортировали.

Украинские вышивальщицы постоянно обогащали, разрабатывали новые техники поверхностного вышивания с лицевой стороны. Украинской народной вышивке присущие миниатюрность, чистота выполнения, ювелирный характер. Исследователи утверждают, что за техниками вышивания на Украине различают около 100 типов вишивок.

Сегодня вышивка рассматривается как важная художественная ценность, которая выполняет многочисленные функции - эстетичную, познавательную, поисковую. Это показательный вид искусства, который сохранил, донес к нам и утверждает дальнейшее развитие орнаментальной, графической, живописной культуры народа.

Известнейшими есть мастерицы в селах: Ришетипивка?? на Полтавщине, Дегтярнике на Черниговщине, Кути на Ивано-Франкивщини, а также в городах : Киеве, Льву, Винницы, Нижени, Косови, Вижници. Центры народной вышивки является сосредоточением высокого мастерства и художественного вкуса.

1.2. Территориальные особенности

Каждый район, даже каждое село имеет свое художественное лицо, любимую гамму. Из того, как вишито дорожку, салфетку, легко можно узнать, из которого села их собственница.

Вышивка - распространенный вид декоративно-прикладного искусства, в котором узор и изображения выполняется ручным или машинным способом на разных тканях, коже, ??? и других материалах льняными, хлопчатобумажными, шелковыми, шерстяными нитями, а также бисером, жемчугом, ценными каминнями, лелитками.

Этот вид искусства возник давно - корни его достигают в глубину возрастов. Наверное, никогда не сможем мы узнать, кто и когда впервые догадался воплотить в узорный мотив красоту родной природы, свои переживания и ощущения, так как из одежды на недолговечность ткани и нитей наука лишенная возможности точно определить время возникновения этого искусства. Давнюю общеславянскую традицию имеет вышивка на Украине. На нее повлияли и взаимосвязи с искусством соседних народов. Древнерусские принципы вышивания сохранились прежде всего среди украинского населения Карпат. При общих признаках выделяется локальными разновидностями вышивка гуцул, лемкив и бойкив.

1. Вышивка центральной Гуцульщини - полихромная, с определенными акцентами в отдельных центрах. Так, в вышивке сел Яворов, Реки, Брустурив доминируют голубой и зеленый цвет. Сине-фиолетовая гамма характерная для буковинской вышивки, а сине-зеленая - для Закарпатской Гуцульщини.

2. Богатство, высокий художественный уровень орнаментального искусства гуцульской вышивки обусловленные ее многочисленными типами. Прославляется вышивка Верховины, Косовая, Ворохти, Яремче и их околицях.

3. Своеобразные вышивки села Яворов и его присилкив. В начале ХХ ст. здесь вышивали шерстяными нитями низинкою, крестиком, позаголковим швом. В Коломийському музее народного искусства Гуцульщини сохраняется около 20 образцов яворивських вышивок для уставок, выполненных в 90-х годах прошлого столетия шерстяными нитями и крестиком. Орнамент геометрический; основные мотивы: ромб, квадрат, прямоугольник, треугольник. Это типу, массово распространенные узоры. Каждая мастерица, совершенно овладев традиционные приемы композиционных решений, вносила индивидуальную манеру в характер выполнения вышивок. Значительным взносом в развитие художественных традиций яворивськой вышивки конца ХИХ - начала ХХ ст. есть творчество известной вышивальщицы К. Ю. Карпанюк.

4. Как своеобразное локальное явление гуцульского искусства известная вышивка с. Космач с присилками. Здесь, как и других районах Гуцульщини, вышивкой декорировали перемотки, рубашки, сердаки, красные горячие и ??обвертки для ног - понучи и т.п.. Среди разнообразия вышивок выделяются вышивки мужских и женских рубашек. Доминируют вышивки уставок на рукавах женских рубашек. Им подчиненные узенькие ленты, размещенные на швах и дудах.

Сложное геометрическое содержание космацькой вышивок. В начале ХХ ст. мастерицы использовали в одном узоре, кроме красных, черных, зеленых и других цветов, по четыре оттенка желтых и оранжових нитей. Два основные цвета доминируют и предоставляют вышивке золотистого , солнечного отблеска, праздничности.

5. Давниш ячейкой декоративной вышивки есть город Коломыя. Коломийський музей народного искусства Гуцульщини - один из мистецько-культурних закладов Ивано-Франковской обл. сохраняет лучшие образцы народного творчества.

Вышивка Гуцульщини в начале ХХ ст. характеризуется усилением живописным звучанием при сохранении геометрического орнамента.

1.3. Орнамент и композиционная структура Гуцульщини

Одним из найрозповсюджениших и найдоступниших видов украинского народного искусства есть вышивка. Это классический вид народного творчества, ведь живучий хрустально чистый источник, который дарит нам богатство здоровых творческих сил народа, помогает постигнуть высоты его художественного дарования.

В украинской народной вышивке при единых общих признаках, присущих всем районам Украины, четко выступают локальные отличия, логически обгрунтовани геометрическими, историческими и социальными факторами.

Жизнь народа в определенной среде, его быта, обычае, природа, навыки работы, критерии понимания красоты вызвали отличные принципы вышивания в отдельных ячейках, районах, селах. Объектом нашего внимания есть локальные особенности вышивального искусства Гуцульщини и Покутья.

В вышивке такой этнографической группы Карпат, как гуцулы, сохранились архаические черты народного орнамента. Многочисленные исторические, этнографические, фольклорные и литературные материалы утверждают массовое бытование на Гуцульщини вышивки одягового назначения.

Конечно, гуцульская вышивка развивалась в едином русле западноукраинского вышивального искусства на базе древнерусского, при влиянии специфических местных факторов, которое выделило ее в отдельное четко выраженное локальное явление. На основе многих образцов вышивки конца ХVиии-початку ХИХ столетий, которые сохраняются в музеях Украины, в частности и Коломийському музее народного искусства Гуцульщини и Покутья.

Коллекция образцов вышивки дорожек, перемоток и т.п. свидетельствует о высоком художественном уровне орнаментального искусства гуцулив.

Вдоль возрастов коллективным гением народных мастеров выкристаллизовалась четкая художественная система, в которой взаемообумовилися факторы материала, техники, орнамента, композиции, колорита.

Основные материалы вышивания - ручнопрядени льняные, шерстяные нити, металлические, серебряные, золотые нити, ???, бисер. С начала ХИХ столетие - нити ДМЦ, ???, бисер, шовк.

На каждом виде ??? использовались свои соответствующие техники вышивания. Так, это - низю, крестиком, циркою, сердаки.

Яркой особенностью гуцульской вышивки есть ее геометрический орнамент. Он включает в себя простые мотивчи и и сложные фигурные элементы, мотивы-комплексы. Это ромб, полуромб, по-разному поедани в горизонтальному направлениях. Одним из них - это геометризация растительных и других изобразительных форм, а также трасформация в геометрические мотивчи изображение людей, зверей, птиц, растений и т.п..

В гуцульской вышивке сохранились предельные геометризовани антропоморфные, зооморфные мотивы. Они четко прослеживаются в вышивках верхней одежды: на салфетках, кептарах, кожухах и гуглях??.

Типичной композицией гуцульской вышивки есть разные за шириной ленточные полосы, рапорт которых состоит из одного, двух или нескольких мотивов. Они расположены строго геометрически, согласно орнаментальной сетке, созданной из комплекса горизонтальных, скисних, прямых и кривых линий, которые обгрунтовують соответствующие орнаментальные ритмы.

Для Гуцульщини являются характерными розеткови и квадратные композиции с многочисленными вариантами контурного обрамления.

Рассмотренные виды вышивок раскрывают сложную систему гуцульской орнаментики, присущий для той или другой техники выполнения, материала и назначение. Каждая историческая эпоха вносила определенные изменения в искусство вышивки на Гуцульщини. Появление растительных мотивов произвольного трактования - явление редчайшее. Гуцульские мастера проявили глубокое понимание красоты, своеобразной опезий геометрически-графической линии, гармоний формы и ритма.

Характерная особенность гуцульской вышивки ХИХ-ХХ столетий - полихромнисть, сочная, богатая, преисполненная удивительной силы декоративного звучания. В ней нашли отображение все краски спетральной гаммы. Доминирующий красный цвет в рзкних нюансах звучания - от наиболее темных к интенсивным оранжево-золотистым оттенкам. Так, в вышивке Верховинского района преобладают лилово-фиолетовые цвета, в вышивке Яворовая, Брустурив доминируют голубой и зеленый колир.

Выделяются вышивка наиболее известных центров этого вида искусства особенно Верховины, Криворивни, Косовая, Космача, Яворовая, Вижници, Путили, Ясиня, Яремчи, Рахова, Косивськой Полянины. Рядом с доминирующей техникой вышивания низинкою здесь были распространены также крестик, настелювання, штанивка, шнурок, кудрявый шов.

В 1930-х годах и особенно в послевоенный период верховинские выставки изменяют свой характер. Появляются новые сложные формы, мотивы и композиции узоров. Мотивы становятся большие, наблюдается тенденция к декоративности, насыщенности узоров в композиционном и цветном отношении.

Для современных верховинских вышивок характерное то, что рядом с традициями строго геометрическими формами появились геометризовани растительные мотивы: "дубовое письмо", "капусточка", "чичкатий".

Названия вышивок указывают на то, что они заимствованы у природы, тварнинного мира и являются специфическими лишь для упомянутых выше сел: "жуки", "куриные кавычки", "слону"??, "оленьи". Случаются и композиции из декоративных изображений зайчиков и оленей среди геометрических и растительных форм. Это - явное влияние печатных зразкив.

Вышивка нашего края поражает богатством и разнообразием локальных художественных традиций. В наше время происходит их активное творческое развитие. Появился новый незначительный раньше вид - вышивка интер'ерного, обрядового назначения.

Современная вышивка - это сложное, многогранное художественное явление. Она развивается в трех основных направлениях - традиционное, профессиональное и самодеятельное искусство. В каждом из этих направлений есть свои специфические методы и соответствующие границы взаимодействия.

В традиционном искусстве вышивания весомое место занимают народные художественные промыслы.

Художники, ведущие мастера на основе приближенного изучения локальных художественных особенностей, вышивки отдельных ячеек работают над созданием вышивок нового, облегченного звучания, созвучных современным проблемам декоративно-прикладного искусства, в том числе моделирования.

Раздел ИИ.

2.1. Материалы и оборудования.

Вышиванием на Украине занимались в основному женщины. Оно было одним из любимых занятий. Длинные осенние и зимние вечера девушки вышивали, часто сопровождая его песнями. Плохой невестой считали ту девушку, которая не научилась вышивать сызмала. Лишь одних рубашек к свадьбе каждая украинская девушка готовила себе несколько десяткив.

Женская одежда разукрашивали чрезвычайно хорошо. В цветистой рубашке, яркой ?????, одзоблений карсетци девушка выглядела словно букет живых квитив.

Каждая местность и даже отдельные села в Украине имеют свои личные традиции вышивания: преимущество дают поэтому или другому цвета, узора, технике вышивания. Традиции вышивки всегда бережно передавались из поколение у поколение, от матери до дочери.

За цветом, орнаментом, способом распределения орнамента на изделиях всегда можно определить место изготовления вышивки. Материалы предопределяют художественный уровень произведения. Согласно назначению вышивальные материалы делятся на два типа: 1) основа, на которой вышивают, - шерстяные, льняные, полотняные, домашнего производства ткани, кожа, сукно и позднее - ткани фабричного изготовления: перкаль, коленкор, батист, китайка, кумач, ба?бан. шелк, коже и др. ; 2) материал, которым вышивают : ручно-пряденные льняные, конопляные шерстяные; нити фабричного изготовления - запал, боль, кумач, воличка, гарус, из сукна шерстяные нити "коцик", шкуры, шелк. Металлические, золотые и серебряные нити, кораллы, перлы, ценный каменья, бисер, металлические пластинки - лелитки, гудзики, сафьяновые ленты и т.п.. Вышивальные материалы постепенно совершенствовались. Так, на смену ручнопрядним приходили нити фабричного изготовления. Для конкретных компонентов одежды и интер'ерних тканей использовали другие материалы.

Естественные, физические, структурно-эластичные свойства, кольорови оттенки, характер взаимодействия этих двух видив материалов определяют художественное качество вышивки. Коллективная мудрость народа состоит в художественном даровании згармонизування разных видов материалов, важнейшего выявления их красоты в двухмерной плоскости и продуманной пропорциональности вышитых узоров и пробелов ткани для усиления эмоциональных акцентов орнамента, колорита.

Для вышивания необходимые такие инструменты и материалы: иглы, нити, ткань, ножници, наперсток. Используют также - п'яльця, ниткопротягувач. При пидготвоци к вышиванию нужен копировальная бумага, калька, карандаш, сантиметровая лента, булавки.

Иглы. Для вышивания лучше иметь набор специальных вышивальных игл. Такие иглы имеют увеличенное ушко, в которое легко затягивать нить. Это очень удобно, ведь во время работы приходится часто изменять нить. И вдобавок втянутая в такое ушко нить меньшая перетирается во время вышивания. В наборе есть иглы разной толщины. Подбирают иглу соответственно ткани и нити. Чем тонша ткань, тем тонши должны быть нить и игла. Слишком толстая игла, прокалывая ткань, будет оставлять на ней отверстия.

Тонкими иглами вышивают на марнизети, батисте, крепдешине и тонком полотне, средними за длиной и толщиной - на льняных и хлопчатобумажных тканях; толстыми - на грубой ткани, в частности на шерсти.

Нити. Для вышивания используют разнообразнейший нити: хлопчатобумажные, льняные, шелку, синтетические, шерстяные, ???????. Чаще всего используют разнообразнейший нити: хлопчатобумажные, льняные, шелку, синтетические, шерстяные.

Чаще всего вышивают нитями "мулине". Мулине лучше сохранять в селезенках. Каждый моток разрезают в одном месте и сплетают прядями между собой. При таком хранении из селезенки можно вытягивать любое количество нитей. Если же после вышивания оставалась часть неиспользованной нити, то ее наматывают в поясницу селезенки и позднее используют.

Наперсток. Наперсток нужно добирать точно за размером среднего пальца правой руки так, чтобы он и не был большой и не стеснял пальца. Наилучшими есть наперстки, изготовленные из нержавеющий стали. Сначала при использовании наперстка ощущается определенное неудобство в руках пальцев, но со временем это ощущение минует. С толстой тканью рекомендуется работать только с наперстком.

Ножници. Вышивальщица должна иметь в своем употреблении три пара ножниць - для раскроя ткани; средних размеров - для обрезания концов нитей и маленькие, какие особенно нужны при вышивании с вырезыванием. Лезвия ножниць должны плотно смыкать и быть остро наточенными.

2.2. Технологические особенности

За ними вышитое изделие должен отвечать утвержденному эталонному образцу, т.е. быть выполненным аккуратно и технически правильно, с гармоническим объединением кольорив.

В вышитых изделиях не должно быть узлов, концов, петель из нитей, больших переходив вышивальной нити с выворотной стороны, стягивание тканей иглой. Не должно быть также довишивання элемента узора нитью другого цвета, недовышитых элементов рисунка. Несоответствия ткани вышивальной нити и наоборот, неодинаковых рисунков вышивки на уголок ворота в мужских рубашках "гуцулка", "чумачка", "украинка" и в женских блузках с воротом, деформаций узора вследствие неправильного счета ниток.

Края скатерти, салфеток, полотенец, панно и т.п. должны иметь рубец пидгину одинаковой ширины. Обрабатывают их на машине или вручную ажурным швом зигзаг, ретязем, плахтовым?? швом, гладью и т.п.. Для всех изделий ширина плахтового шва 0,5 см, ширина внутреннего пидгину 0,3. . . 0,4 см. На 1 см машинной строчки должно быть 5-6 стежков, 3-5 ажурных стежков (мережки), 2,5-3,0 тамбурних.

Все вышитые изделия нужно обрабатывать крахмальным раствором и гладить.

Раздел ИИИ.

Методика и последовательность выполнения изделия.

Ассортименты вшитых изделий в наше время все больше выходит в быт, ведь вышивка е наиболее распространенным видом оформления вещей и неотъемлемой частью удовлетворения эстетичных потребностей человека.

По назначению вышитые изделия разделяют на:

1 группа: столовая белизна - скатерки, салфетки разного назначения. Дорожки бывают размерами : 36 х 60, 45 х 70, 50 х 90, 60 х 110 см.

С двух сторон их обрабатывают дзюбчиками, под рубцом вышивают рет??зь. Вышивку на дорожке размещают на краях отдельными фигурками или сплошной полосой. Посреди дорожки размещают орнамент. Цветное решение будет зависеть от орнамента и техники вышивки.

Салфетки имеют размеры 28 х 28 , 36 х 36 , 45 х 45, 51 х 51, 60 х 60 см.

Вышивают также салфетки-комплекты - дорожка и шесть или двенадцать салфеток. Размеры дорижоки 36 х 60, 45 х 70, 50 х 90, 60 х 110 см.

Салфетки под стаканы имеют размер 20 х 20 см, а салфетки на блюде - 30 х 50, 36 х 50, 40 х 46 см.

Орнамент салфетки размещен по краям, а сереветки по середине. На дорожке и на салфетке есть богатая гамма кольорив.

Каждый цвет влияет на наше восприятие предметов и окружающего пространства. Знавая, что означает каждый цвет в частности и в поеданни с другими можно "прочитать" частично зашифрованную мудрость искусства. Таким образом каждый цвет имеет свои свойства:

Желтый - цвитлий??, веселящий, юный, сияющий цвет. Выражает солнце, свет, радость, богатство, смелость.

Оранжовий - излучаемый, выступающий вперед, сухой, теплый, взволнованный цвет. Выражает жару, энергию, радость, теплоту, зрелость.

Зеленый - скромный, спокойный, влажный, мягкий, посредственный. Выражает природу, покой, молодость, безопасность, надежду, расцвет, юность.

Черный - темный, трудный, теплый, втягуючий, всасывающий. Выражает тьму, мрак, жалобу.

Красный - близкий, горящий, возбужденный, громкий цвет. Выражает огонь, любовь, страсть, борьбу, динамизм, гнив.

Например, прямая горизонтальная линия - означает землю. Вертикальные волнистые линии - дождь. Ромб или квадрат изображали солнце.

Прежде чем вышивать, нужно взять панаму.

Сначала разводим черными нитями, а потом заполняем цветами: красными, зелеными, черными, желтыми, оранжевыми нитями.

Для данной работы я выбрала вышивку - дорожки и салфеток, данное изделие принадлежит к интер'ерного назначение.

Раздел ИV. Методики преподавания ДУМ

Тема: Обрамление салфетки.

Цель: Научить детям вышивать крестиком растительные и геометрические орнаменты. Закрепить знание о свойствах нитей и назначение текстильных материалов. Совершенствовать привычки пользоваться ножницями, иглами, наперстком, п'яльцями.

Материалы и оборудования: Игла, наперстки, цветные нити, ножници, канва, бумага в клетку, таблицы правил безопасной работы и санитарно-гигиенических требований, готовые изделия (салфетки).

Тип урока: комбинированный.

ид урока

И. Организационная часть

И. Проверка наличия необходимых материалов и инструментов. Очередные на перерыве под руководством учителя раскладывают на рабочих местах учеников материалы, инструменты, принадлежности.

- Дети, проверьте, или у каждого из вас на парте есть ткань для вышивания, ножници, иглы, бумага, карандаш, цветные нити.

- Как нужно правильно разложить инструменты на рабочем месте?

- Так, ножници с правой стороны, перед вами ткань, подушечка с иглой, бумага и карандаш.

ИИ. Актуализация опорных знаний.

- Дети, на прошлом уроке каким швом вы научились вышивать?

- Дети отвечают "крестиком".

- Припомните, как правильно вышивать этим швом?

- Дети рассказывают.

ИИИ. Мотивация наставительно-трудовой деятельности.

- Сегодня мы с вами уже припомнили, как правильно вышивать крестиком. И вот, я покажу какие красивые салфетки, дорожки, полотенца, рубашки вышиты хрестиком.

- Дети, скажите, а которые еще изделия можно украсить вышивкой?

- Так, правильно, покрывала, платья, скатерти. Вот такие красивые салфетки мы будем с вами вышивать, это замечательное украшение для дома. Вышивать можно на специальной ткани (канве) или панаме. Когда вы подиветеся на заготовленные вами орнаменты, то памитите, что они повторяются. Та часть узора, которая повторяется, называется рапортом.

- А сейчас, мы начинаем вышивать красными нитями часть орнамента. Теперь возьмите иглу, заправьте у нее нить и начинайте вышивать.

ИV. Подача нового материала.

Припомните деть:

- К каким швам относится крестик?

- Какие вы знаете орнаменты?

- Какую часть орнамента мы имеем вышить на следующем уроке?

- Дети отвечают на эти вопросы.

Учитель показывает детям образцы и спрашивает:

- Как вы считаете, из чего надо начинать работу, чтобы вышить такую салфетку?

- Правильно, надо подобрать узир, цветные нити, потом переснять узир, считая квадратики на бумаге в клетку или милиметровку. Сейчас мы выполняем тренировочное упражнение, научимся шить хрест.

Вышивание крестом выполняется двумя диагональными стежками, которые перекрещиваются. При правильном выполнении креста на виворотний половине должны проходить равные прямые полосы в одном направлении.

Учитель на доске показывает, как выполнять крестик. Проводим первую линию горизонтально, ставим в начале точку, откладываем 1 клеточку и провдимо еще одну линию, параллельную к первой, точку В. Когда крест идет по одной равной линии горизонтально, то все стежки выполняются сначала в один сторону, а потом они перекрывают стежками в противоположную сторону. От точки А и Во вправо через 0,5 см (через клетку) ставим точки через образованный квадратик проводими косую линию сначала в один сторону, а потом в противоположный.

Учитель проверяет, как ученики выполняют упражнение. А теперь давайте повторим, как шить крестик. Дети повторяют последовательность выполнения счетного шва - хрестик.

Учитель выставляет инструкционную карточку.

- Кто скажет, какие инструменты мы должны иметь при вышивке?

- Правильно. Это иглы, нити, ножници, наперсток, п'яльця.

- Дети, а кто знает, для чего используют п'яльця?

- Правильно, для того, чтобы держать ткань в натянутом состоянии и вберигати вышитый узир от стягивания. Учитель демонстрирует ученикам п'яльця и показывает как заправить в них нить/ткань??.

V. Самостоятельная работа.

- А теперь выполняем тренировочное упражнение за нашей предыдущей разметкой, прошиваем один рядю. Учитель выполняет несколько стежков и демонстрирует их ученикам, обращает внимание на стежки, которые образовались на зворотньому стороне.

- А теперь продолжаем строку. Дети вышивают на бумаге в клетку за предыдущей разметкой.

- А теперь конец нити закрепите на зворотньому стороне, сделайте петлю в которую продвиньте иглу и таким образом затяните ее. Аккуратно отрежите нить ножницями. Сейчас переходим к главной задаче - вышивание салфетки.

Вышивать можно на специальной ткани (канве) или панаме. Когда вы посмотрите на заготовленные вами орнаменты, то заметите, что они повторяются. Та часть узора, которая повторяется, называется рапортом.

- А сейчас мы приступаем к работе. Начинаем вышивать красными нитями часть орнамента. Теперь возьмите иглу, заправьте у нее нить и начинайте вышивать.

VИ. Итог урока.

- К каким швам относится крестик, которыми вы вышивали орнамент?

- Какие вы знаете орнаменты?

- Что такое рапорт узора?

- Какую часть орнамента мы имеем вышивать на следующем уроке?

Очередные собирают инструменты и принадлежности, они остаются в классе, а все прибирают свои рабочие места.

- Урок закончился. Подумайте дома, как оздобити край вашей салфетки.

?? рисунок ??

Выводы

Украинское народное искусство приобрело широкое признание в нашей стране и за границей. В его предновичних образах, удобных формах и динамических мотивах орнамента содержится символы таинственной, волшебной природы, сложные переплети нашей истории, особенности быта, доброта и щедрость души украинского народа.

В каждом регионе есть свой стиль, техника вышивания. Почти каждому региона присущие свои цвета вышивки. По цвету нитей мы можем узнать где вишито тот или другое полотенце, или рубашка, или салфетка.

Так, в нашей местности цвета нитей отвечают цветам природы. Это зеленый, желтый, красный, черный. А узоры преобладают строго геометрической формы.

Коломийський район является столицей гуцульской вышивки. Много мастериц за свои работы получили звание Народного Мастера Украины. Их вышивки демонстрируют по всему мира на найпрестижниших выставках. В каждом дому можно найти вышивку, которая является настоящим произведением искусства.





Вернуться назад