РЕКОНСТРУКЦИЯ КИЕВСКОГО ЖИЛЬЯ ХИ-ХИII СТОЛЕТИЙ

Главная - Культура - РЕКОНСТРУКЦИЯ КИЕВСКОГО ЖИЛЬЯ ХИ-ХИII СТОЛЕТИЙ

Исследование давнего Киева поставило перед учеными ряд вопросов, которые до недавнего времени как-то обходили. В частности одной из важнейших проблем выдается нам реконструкция рядового жилья домонгольських времен. Хотя археологам остатка таких домов хорошо известные - их кшталт и подобие обрисовываются неуверенно. Это объясняется тем, что археологические розкопи фиксируют лишь долишню (углубленную в землю) часть; о виде основной, наземной части остается только догадываться на основании побочных даних.

Предлагаем здесь реконструкцию такого жилья ("полуземлянки") на основании приступних данных - археологических материалов, древнерусской графики, исторических и этнографических параллелей, а также с учетом общих закономерностей и тенденций развития средневекового города.

Рассмотрим основные элементы предлагаемой реконструкции.

Тип здания.

Общепризнанная погрешность - постулат, которая углубленная часть сооружения исчерпывает собой план и конструктивную основу дома. Это представление возникло как произвольное предположение, оно практически ничем не подтверждено. Его опровергают не только археологические, а и этнографические материалы. Исследование в нескольких местах (с. Леськи на Черниговщине, Пастырское городище вблизи Смели и др. ) убедили, что жилье такого типа було сооружением полностью надземной. Углубление площадью 9-12 кв. г представляло только часть ее плана. Внутреннее пространство представляло собой неглубокую выемку квадратной или прямоугольной формы со стенками, креплеными деревом (доски, рвань, плетение из хвороста и т.п.), и широкими "лежанками" по краям, завширшки большей частью 1-2 г.

Иногда здание состояло из двух или больше камер. Поэтому кое-где выявленные археологами размещенные рядом "полуземлянки" могли принадлежать к одного жилья. На Поволжье, в Сибири и других периферийных районах такие жилье (дома с пидклиттю) дошли к нашим дням. В нескольких случаях пидклить является прямоугольным углублением, идентичным древнеславянским "полуземлянкам", и представляет собой жилое помещение; намного чаще - хозяйственное или производственное.

Поверхностность.

Считается самопонятным, что "полуземлянки" (в частности киевские) были зданиями одноярусными. Эта мысль, однако, целиком произвольная, ее опровергает графический материал - древнерусские миниатюры, прежде всего с Радзивилливського летописи.

На этих рисунках имеем десятки изображений городских домов, среди них и киевских. Все они однотипные, хотя в деталях наблюдаем отличия. Характер изображений условный; это не реальные зарисовки здания, а своеобразные символы, знаки, призваны информировать зрителя о месте изображаемого действия. В этом обнаруживает себя произведенная эстетичная концепция средневековых мистцив, которые отнюдь не стремились к точному и адекватному натуре изображения.

Городские укрепления на миниатюрах обозначали одной башней с четырьмя зубцями, войско - одним всадником с пирамидой шлемов за ним. Городской ландшафт воплощался в дне здание, которое представляло, определенная вещь, обобщенный тип сооружения, присущий древнерусскому городу. Образ был подиктований иначе зритель не узнал бы изображения.

Отличительная особенность тех зданий - вертикальная композиция; высота дома существенным образом большая за ширину, которая вообще свойственно для средневековой жилой застройки. Как известно, тогдашние здания, которые сохранились к нашим дням, имеют соотношение высоты к ширине 2:1, 5:2, 3:1 и даже 4:1.

Большей частью городские дома на миниатюрах изображены трехэтажными, редко - четырехэтажными. Кое-где они будто двухэтажные, но это ненесомненно, Творческая манера - различается; иногда изображение претендует на более} детализацию (здесь на сверх приходится, как правило, только одно окно), в других случаях оно предельно схематизировано. В этом последнем варианте количество оконных отверстий, изображенных простыми рисками, обычно составляй три. Очевидно, это неслучайно, так как именно такое количество окон в уличном фасаде позднее закрепило магдебургское право.

Итак, древнерусская графика свидетельствует, что обычная городские здание давней Движении имела вертикальную композицию и была многоэтажная (преимущественно трехъярусная). Отметим, кстати, что археологические исследования в Новгороде дали возможность историкам архитектуры предложить интересные реконструкции. Все жилые здания там оказались многоярусными В Киеве по меньшей мере двухэтажные сооружения фиксировались еще под чаи розкопив В. Хвойки.