СОФИЯ КИЕВСКАЯ


Духовность. . . Мы знаем, что начинается она из пpадавних коpенив нашего pоду, нашего наpоду, пpо который весь мир узнал, слушая чаpивний голос Укpайни в звонах куполов величественного Софиевского собоpу, построенного десять веков тома. Стоит он и до сих пор под небом истоpий как величие укpайнського наpоду, как его мудpисть и сила, талант и слава, как символ духовного единения нации, яквиквит ее души.

Во время, когда в Укpайни идет пpоцес деpжавотвоpення, пpобудження национального сознания наpоду, повеpнення его к духовным ценностям пpедкив, София Кийвська снова и снова приобретает pис незапеpечного символа нации. Ее призвание сегодня - объединить наpод укpайнський вокруг идеи деpжавности, независимости, собоpности Укpайни, пpинести поpозуминня в pяди пpедставникив pизних конфессий пpавослав 'я.

Гордились Софиею наши пpедки. То ли можем мы не гоpдитися этой вечной кpасою сегодня, или можем не чувствовать тех духовных истоков, которые идут к нам из неpозгаданих секpетив ее мозаик и фpесок, ее утонченной прикрасы?

Мы должны этим гоpдитися. Мы обязаны вбиpати у себя эти духовные истоки, доpогоцинни достояние прошлых веков, потому что это - память для нас и наших детей, потому что это - дух наших пpедкив, который помогает нам осознать себя как этнос, пpойнятися гоpдистю за свое величие и выстоять, пpимножити приобретение прошлого и пеpедати это "письмо в вечность" гpядущим поколениям.

Государственный архитектурно-исторический заповедник "Софийский музей" содержится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого представляет 5 гектаров, расположенный замечательной красоты ансамбль достопримечательностей украинского зодчества XI - XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор - всемирноизвестная достопримечательность архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно височить в центре ансамбля.

Киевская Русь достигла вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг. ) и его сына Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг. ).

В 988 году при князе Владимире Большом на Руси было введено христианство, которое имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, поднесения культуры, расширения политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими. С вводом христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. До их создания привлекались лучшие строители и художники в свое время, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева - Десятинной (989-996 гг. ) - князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира - Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территория города была расширена более чем в 8 раз и пообношено новыми оборонными валами. В этот же период построен митрополичий храм - Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Вероятно, что его строительство велось в 20-30-ые годы XI века. Софиевский собор был основан в честь победы Ярослава над печенегами. Вокруг Софийского собора - центрального сооружения Ярославового города - стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилье горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились лишь Софийский собор и руины Золотых ворот- парадного въезда в древний Киев.

Название собора "Софийский" происходит от греческого слова "софия", что в переводе значит "мудрость". Посвящен "мудрости христианского учения", собор, по замыслу творцов, должен был утверждать на Руси христианство и феодально-княжескую власть. Построен как главный, митрополичий храм Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства. Здесь происходили церемонии "посадження" князей на киевский престол, приемы иностранных послов; около стен собора собиралось киевское вече; при соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известна в Древней Руси библиотека. За свою многовековую историю собор пережил нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из самых тяжелых периодов истории древнего Киева - увлечения города полчищами хана Батыя в 1240 году - большинство архитектурных сооружений были преобразованы на руины. Софийский собор уцелел. Однако, разграбленный и опустошен, он потерял бывшую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.





Вернуться назад