ФЕДОР СОЛНЦЕВ - АРХЕОЛОГ И РЕСТАВРАТОР

Главная - Культура - ФЕДОР СОЛНЦЕВ - АРХЕОЛОГ И РЕСТАВРАТОР

Художник и археолог Федор Солнцев (1801-1892) - ключевая фигура реставрации киевской древности в середине XIX столетия. Однако его можно назвать и одним из апологетов художественной археологии.

Приехав в Киев в 1843 году для экспертизы и реставрации мальовань Успенского собора Киево-печерской лавры и Софийского собора, Ф. Солнцев и здесь отдается своему любимому делу - собирает старожитности, зарисовывает пейзажи, интерьеры храмов, иконостасы, бытовые сценки (1). Его работами увлекался Кар л Брюллов (2).

Художественное и литературное наследство Ф. Солнцева дает основания утверждать, что эстетическая природа художественных произведений, которые ему приходилось рисовать или реставрировать, малая для него наибольшую стоимость (3). Именно с таких позиций он подходил к реставрации киевских достопримечательностей (4), углубляя своей деятельностью значения художественной археологии не только как образовательного дела, но и как реставрационной отрасли. Для Ф. Солнцева выявление эстетической природы достопримечательностей, что их он реставрировал, было принципиально важным заданием.

Введение к научному обращению неизвестного наследства Ф. Солнцева, распыленной по архивам и библиотекам Киева и Санкт-Петербурга, особенно актуально теперь, когда каждый новый источник из истории побутування давних святынь будет способствовать оценке их исторического и художественного значения, слишком тогда, когда это касается воссоздания разрушенных храмов.

Пересмотр истории реставрации Софийского собора в середине XIX столетия и следующей публикации материалов о ней в "Древностях Российского государства" в контексте этих новых источников дает возможность несколько иначе оценить взнос Ф. Солнцева в дело изучения и сохранения этой достопримечательности и в целом в формирование теоретических принципов церковно-археологической реставрации.

Возобновление стенописи Софийского собора в 1843-1853 годах, бесспорно, - самая грустная страница его истории. Напомним, что в 1843 году на нижнем этаже храма кое-где отпал тиньк, обнажив давние фрески. Протоиерей Тимофей Сухобурсов выразил предположение, что давняя живопись есть под тиньком и в других местах собора. Для экспертизы и возобновлений новооткрытой живописи пригласили Ф. Солнцева, который в это время из поручения императора Николая И и Петербуржской Академии искусств исправлял обновленную живопись Успенской церкви Киево-печерской лавры. В Софийском соборе он выявил давние изображения практически на всех тех участках, на которых делал пробное раскрытие. В связи с этим было решено расчистить выявленные фрески, а там где они потеряны, разрисовать стены нанову, согласовывая стиль новых мальовань с давней живописью. Федор Солнцев подал императору записку, в которой изложил свои предложения относительно реставрации собора.,,[. . . ] Чтобы сохранить славный храм этот в надлежащей благолипности, - пишет он, - следовало бы начать поправу его во всех деталях, но так, чтобы в нем осталось невредимым не только все давнее, в настоящее время видимое, но даже очистить, где можно, тиньк, что укрывает в некоторых навах давнюю живопись альфреско, которой храм этот разрисованно за Ярослава; альфреско этот по мере сил обновить, и потом, где это сделать невозможно, оббить стены и бани медью и разрисовать их новыми изображениями давних священных событий нашей церкви, особенно тех, которые состоялись в Киеве. Живопись в этом случае должна быть греческого стиля" (5). Дальше Ф. Солнцев проонуе 11 сюжетов из истории Киевской Руси и, что очень важно, отмечает потребность, прежде чем браться за такой труд, сложить предыдущие эскизы и подготовить профессиональных живописцев.

По указанию императора записку Ф. Солнцева послали митрополиту Киевскому Филарету, которому при этом поручалось обеспечить надлежащие условия для осуществления предложенной программы. Филарет также должен был засвидетельствовать через епархиального архитекта, что именно надо починить в Софийском соборе и выяснить в Академии искусств, каким способом можно выполнить предложения Ф. Солнцева. Кроме того, император выдал указ о создании "Комитета по благонадежным духовным и гражданским лицам для присмотра. . . " за реставрацией Софийского собора. Выполняя его, киевский генерал-губернатор Д. Бибиков назначил в состав Комитета статского советника Писарь, надворного советника Юзефовича, надворного советника Матюшина, делопроизводителя канцелярии киевского генерал-губернатора Еремеева - людей, далеких от искусства (6).

Комитет впоследствии стал главным распорядителем средств, выделенных синодом на реставрацию храма. Зимой в 1844 году собор осмотрел епархиальный архитект П. Спарро. Он отклонил предложение Ф. Солнцева использовать медные доски как основу для новой живописи и в один момент как защита для фресок XI века, отмечая что они заржавеют от постоянной влажности (7). Участие профессиональных художников в этих работах более не обсуждалось. Зато привлекали поденщиков, которых нанимал маляр-подрядчик И. Фохт.

Ф. Солнцев в 1844 году был присутствующим во время раскрытия давних фресок и присматривал за работами. Бесспорно, он требовал помощи профессиональных художников, но средств на содержание их не выделяли (8). Однако архивные документы свидетельствуют, что Ф. Солнцев все же пригласил к работе в Софийском соборе профессиональных художников С. Мартынова и М. Шурупная, но их роля в реставрации давней живописи незначительная. Да, М. Шурупов сложил лишь смету работ и вместе с Ф. Солнцевим снимал копии (9). Участие С. Мартынова в реставрации Софийского собора изучено маловато. Согласно выявленным документам, это был скорее всего художник-помощник Ф. Солнцева (10).