Культура Старинной Индии

Главная - Культура - Культура Старинной Индии

Географические условия и периодизация истории. Одним из первых ячеек человеческой цивилизации, наравне с Египтом и Месопотамией, была и Старинная Индия. Полуостров Индостан - это своеобразный субконтинент, отделенный от другой Азии цепью гор и горных позвоночников, он омиваеться водами Индийского океана, Аравийского моря и Бенгальского залива. Несмотря на эти естественные препятствия, уже в старину он был одним из найзаселениших регионов планеты.

Центрами цивилизаций, становились бассейны год (Инд, Ганг и особенно притока Инда - Пятилетие, или Пенджаб), где местные жители раньше начали заниматься земледелием. Именно в Индии впервые стали выращивать хлопок, рис, сахарную тростину (самое слово “сахар” происходит от санскритского “сакхари” - тростниковый сахар), были прирученные зебу (горбатый бык), слоны.

В истории и культуре Старинной Индии можно выделить несколько периодов. Появление первых больших государств, созданных, как считают, дравидськими племенами, относят к III тысячелетие к н.э. Им на смену приходит “арийская цивилизация”, связанная с появлением на северо-запад Индии, а потом и на большей части полуострова индоевропейских племен, которые называли себя “ариями” (“благородные”, “с хорошей семь”й”). В это время (приблизительно XV-VI ст. к н.э. ) возникает сначала несколько отдельных государств, а с VI ст. к н.э. начинает усиливаться одна из них - Магадха, что находилась в долине Ганга. Один из ее царив - Чандрагупта, основатель династии Маур'йв, в IV ст. к н.э. впервые в истории Индии объединил ее в единое государство - империю Маур'йв (IV - II ст. к н.э. ). Следующий период начинается из покорение северной части Индии кушанами, выходцами из Средней Азии, - господство Кушанськой династии (I - III ст. к н.э. ). Нового общеиндийского объединения удалось достичь династии Гуптив в IV - VI ст. н.э.

Харапська цивилизация. К середине XIX ст. мир ничего не знал о древнейшей цивилизации в долине Инда, считая, что культуру в Индию принесли арии. Однако случайное открытие английского генерала Каннингема в районе села Хараппа (штат Пенджаб), который нашел интересные печати с абсолютно неизвестными к тому надписями, принудила пересмотреть эту точку зрения и начать с 20-х лет XX ст. планомерные раскопки.

Были найдены большие города - Хараппа, Мохенджо-Даро, Калибанган и др. Они строились за похожими проектами и состояли из “цитадели” (“верхнего” города) и “нижнего” города с жилыми сооружениями. Здания сводились из обожженного кирпича, зв'язуючим материалом был илистый или гипсовый раствор. Улицы пересекались сурово перпендикулярно, на перекрестках кути зданий закруглялись, чтобы не препятствовать движению. Дома не имели украшений и окон, которые выходят на улицу. Жители этих давних городов были очень консервативными. Расположение улиц не менялось столетиями, а новые дома сводились на месте стариков. Во всех городах была система канализации, причем осуществлялось как водоснабжение, так и отвод сточных вод. Ничего подобного в других государствах того времени еще не встречалось. Существовали также общественные купальни, которые служили для ритуального обмывания.

Ремесленники научились хорошо обрабатывать металлы - медь, олово, бронзу, золото, серебро, но при этом абсолютно не знали железа. О существовании торговли свидетельствуют находки гирь и измерительной линейки.

Археологи находят много статуэток из глины, мягких пород камня. Особое внимание специалистов привлекла бронзовая статуэтка обнаженной танцовщицы и скульптурное изображение мужчины с бородой, который условно именуется “жерцем”.

Очень своеобразными есть печати-амулеты с изображениями людей, богов и животные и, самое главное, с образцами письменности. Она не была алфавитной и состояла из рисунков (пиктограмм). Строки располагались горизонтально и включали до 8 знаков. Писали справа наливо. Расшифровка этих надписей пока еще не завершено. Из рисунков на печатях можно строить заключения и об определенной связи религии жителей Хараппи с более поздний религиозными верованиями Индии (например, изображение богов в позе йоги).

Религиозные учения. Литературная традиция. В середине II тысячелетие к н.э. культура Хараппи приходит в упадок из окончательно не выясненных причин. Одна из них - проникновение в Индию с севера арийских племен, которые были знакомы с железом и довольно быстро перешли к осидлого земледельческого образа жизни.

Характерным явлением для общественного устройства давних арийцев были варны - своеобразные состояния, которые начали составляться в них еще к переселению на Индостан. На конец II тысячелетие к н.э. окончательно сложилась доктрина о 4 варны, каждая из которых была создана из той или другой части тела першолюдини Пуруши (или в следующей традиции Праджапати, воплощение бога Брахми): брахманы (жреце) - из уст; кшатрий (знать, воины) - из плеч; вайш'й (земледельцы, ремесленники, торговце) - с бедер; шудри (низы общества - слуги, бедняка, переселенцы) - со степеней ног. Арийские законы запрещали браки вне варнами, не допускали их смешивания и не разрешали даже притрагиваться к людям, которые стоят вне варнами, - уборщиков мусора, могильников, катив. Они так и назывались - “нетронутые”.