ИСКУССТВО УКРАИНЫ XVI-XVIII ст

Главная - Культура - ИСКУССТВО УКРАИНЫ XVI-XVIII ст

Становление профессиональной художественной культуры Украины за своей сложностью сравнимо с развитием науки. Если в Западной Европе искусство XVI ст. - это искусство позднего Возрождения, то в украинской культуре некоторые ренессансные тенденции переплетались со средневековыми.

Архитектура. В архитектуре национальные традиции крепче за все сохранялись и ярко оказывались в деревянном зодчестве. В то же время из середины XVI ст. выразительными стали основные тенденции общеевропейского культурного процесса, в XVII ст. в архитектуре появляются элементы стиля бароко. Он предусматривает большое количество украшений извне и внутри здания, сложность архитектурной конструкции, разработку сложных пространственных ансамблей, синтез разных видов искусства. Декоративные идеи и возможности бароко были близкими к национальному украинскому искусству, которому присущая живописность композиции, гармония зданий с окружающей природой. Объединение собственных традиций и европейского влияния создало условия для расцвета своеобразного стиля, названного украинским, или “казацким” бароко. Выдающийся украинский ученый начала нашего века В. М. Щербакивський так изобразил его особенности: “Характеризуется украинское бароко своей меньшей обремененностью украшениями... Присущий украинскому искусству простота и ясность возобладала над причудливостью, и стиль бароко на Украине стал более простым и спокийнишим, чем на своей родине, не потеряв ничего в красоте”.

Ведущим типом сооружений становится так называемый казацкий собор - п“ятикупольний, с четырьмя одинаковыми фасадами. Это - Николаевский собор в Нежине, Георгиевский - в Видубецькому монастыри. Полное слияние с природой достигнуто при построении Николаевской церкви Святогирського монастыря на меловой круче (сейчас - территория Донецкой области). Шедевром украинского бароко считается колокольня Далеких пещер Киево-Печерской лавры. Руководил строительством талантливый украинский народный зодчий С. Ковнир, а проект, очевидно, разработал И. Г. Григорович-Барський, который много лет занимал должность главного архитектора киевского магистрата. Во внутренней оздоби храмов, особенно в изготовлении резных деревьев”яних иконостасов, проявилось с блеском искусство народных майстрив.

Кроме нового строительства, в XVII ст. на средства казацкой старшини были перестроечный в новом барочном стиле древние Софийский и Михайловский златоверхие соборы, церкви Киево-Печерской лавры. Фасады были заштукатурены (оштукатуренные) и декорированные, другой, более сложной формы приобрели купола соборов. Строительство достигло особого размаха при гетмане И. Мазепе. По словам Ф. Прокоповича, Киев стараниями И. Мазепы превратился в новый Иерусалим.

В XVIII ст. в Киеве выдающиеся архитектурные сооружения были созданы за проектами иностранных архитекторов. Йоган Шедель по приглашению Киево-Печерской лавры руководил строительством большой колокольни, которая стала к тому времени высочайшим сооружением в Русской империи. Он же достроил верхние этажи Софийской колокольни. Творение Й. Шеделя оценивают как программные для дальнейшего развития архитектурного вида Киева.

В Киеве работал молодой Бартоломео Растрелли. Всемирно знаменитой стала его Андреевская церковь, которая завершала перспективу главной улицы Киева. Место для строительства было избрано так удачно, что небольшая за размерами, легкая и утонченная церковь заняла доминирующее положение. Этот эффект архитектор усилил, спроектировав высокий фундамент. Любимые цвета Растрелли - голубой, белый и золотой делают церковь нарядной и удивительно гармонують с киевским небом. Им же был созданный Императорский дворец в Киеве, позднее названный Мариинским, который ныне используется для торжественных президентских прийомив.

В архитектуре Западной Украины преобладала общеевропейская стилистика, национальное начало было выражено относительно слабо (например, собор Святого Юра в Льве).

Вид украинских городов изменялся в связи с тем, что рядом с деревянными сооружениями все больше создается каменных зданий. Особую популярность получил дом купца Корнякта в Льве, украшенный многоэтажными открытыми галереями с арками и просторным внутренним двором. Однако при застройке городов кварталы и улицы долго располагались хаотически. Лишь в конце XVIII ст. новые города юга Украины - Одесса, Николаев, Мариуполь строятся соответственно единому архитектурному плану, имеют четкие улицы и кварталы, выделенный центр.

Вообще наибольший удельный вес в городском строительстве имели светские здания - дворцы вельмож, магистраты, школы, рынки. Популярными были фонтаны и парки, которые разбивались соответственно традициям французского, или т.н. регулярного парка. Симметричное расположение насаждений, предоставление геометрических форм кустам и деревьям, экзотические цветы - такие требования отвечали вкусам знати того периода. Из второй половины XVIII ст. эта традиция изменилась: в моду входят английские парки (ландшафтное планирование). Изобразительное искусство. Традиционность (подчиненность архитектуре, религиозное содержание, каноничность), которая преобладала в изобразительном искусстве в XVI ст. , постепенно вытесняется новыми веяниями.

В XVI-XVII ст. в Украине составляется несколько школ церковной монументальной живописи и иконописи. Ведущая школа художников сформировалась в XVII ст. в киевских монастырях. Художники работали преимущественно в жанрах монументальной живописи, иконописи, гравюры и графики. В роботах таких иконописцев, как Федор Сенькович, Николай Петрахнович, Иван Руткович, заметной постоянный отказ от средневековых эстетичных канонов, утверждалась реалистичность и жизнерадостность. Эти же тенденции присутствуют в росписях Успенского собора и Тройцькой церкви Киево-Печерской лавры, в церквях Полтавы, Переяслава и др. Характерно, что московское духовенство не одобряло такого творческого подхода украинских художников, когда празднике изображали "лицом и глазами светлы и телом дебелы". Частью храмовой живописи стал портрет. В росписях храмов изображали исторических лиц. Например, в алтарной части Успенского собора помещенные 85 портретных изображений - от князя Владимира к Петру I.

Переходную роль между иконописью и светской портретной живописью занимали так называемые парсуни - портреты, выполненные приемами иконописной техники. Семьи казацкой старшини, привилегированное положение которых все больше змицнювалося, массово заказывали свои портреты. Модным стало иметь собственную картинную галерею. Художникам иногда даже заказывали картины, которые изображали крестьян. На друге половину XVIII ст. приходится, уже в полном понимании слова, светская портретная живопись. Но в этот же время проявляется тенденция отъезда из Украины талантливой молодежи к Петербургу, в Академию искусств. Так, известнейшие художники России того времени: Д. Левицький - родом из Киева, В. Боровиковський - из Миргорода. Украинцем был творец исторического жанра русского академического искусства А. Лосенко.

В XVI ст. древние традиции книжной миниатюры были продолженные. Выдающимся произведением художественного перевода и искусства оформления есть уже упоминавшееся “Пересопницьке Евангелие”. Его миниатюры близки к реалистическому трактованию образов в духе Ренесанса. Книгу в традициях книжного искусства Киевской Движении украшают заставки, концовки, инициалы, орнамент. В наши дни “Пересопницьке Евангелие” стало одним из символов государственности Украины - на нем составляется президентская присяга. Развитие книгопечатанья обусловило развитие искусства гравюры. Ими украшались религиозные издания. Первые светские гравюры появились в 1622 г. как иллюстрации к “Стихам на жалосний погреб...гетмана Петра Конашевича-Сагайдачного”. Среди них - портрет гетмана на кону, батальная сцена взятия Кафы. Выдающиеся художники и граверы работали тогда в Киево-Печерской типографии - Никодим Зубрицький, Александр Тарасевич, Леонтий Тарасевич, Иван Щирський.

Абсолютно особым жанром стала "народная картина". Это - в первую очередь серия казацких образов: "Казак с бандурой", "Казак Мамай". Как элемент народного быта такие картины сохранялись к началу ХХ ст.

Музыка. Значительное развитие получило музыкальное искусство. Уже в XVI ст. в Украине широко использовались ноты. Популярными были печатные сборники праздничных песен - ирмологиони. Нотную грамоту изучали студенты коллегиумов, а в XVIII ст. музыкальной столицей Левобережья стал Глухов. Здесь была открыта музыкальная школа, где изучали вокал, игру на скрипке, флейте, гуслях, арфе. Большинство выпускников попадалось по традиции к Москве и Петербургу. Например, половину хористов царской капеллы составили выходцы из Украины. В XVIII ст. местная знать также стремилась создавать в своих имениях вокальные и инструментальные капеллы.

Однако лучшие, наиболее талантливые музыканты оставляли Украину. Скажем, композитор Дмитрий Бортнянський попал к Москве еще ребенком. Тем не менее в его творчестве присутствуют украинские мотивы. Композиторы Максим Березовский и Артемий Ведель были более тесно связанные с Родиной. Воспитанники Киево-Могилянской академии, они учили и у итальянских мастеров. Композиторы работали в разных жанрах, в частности оперному, но преобладала все же церковная музыка. Шедеврами для в свое время считаются вокальные концерты, рассчитанные на полифонию (многоголосие).

Театр. Кроме церковной и школьной драматургии (о чем сказано выше), рождается народный кукольный театр - вертеп. Его название связано с тем, что первые кукольные спектакли инсценировали библейский сюжет о рождении Христоса в Вифлеемской пещере (вертеп древнеславянской - пещера). Такой театр представлял собой трехъярусный сундук, который символизировал три уровня космоса. Позднее осталось два равные, в верхнем разворачивались религиозные кукольные спектакли, а в нижнему - юмористические интермедии, которые пользовались огромной популярностью в народе.

В учебных заведениях относились спектакли, в которых принимали участие десятки и даже сотни чоловик.

* * *XVI - первая половина XVIII ст. были важным этапом развития украинской культуры. Продолжив традиции древнерусской культуры, украинская культура оказалась в условиях, которые, казалось бы, должны были привести ее к исчезновению, ассимиляции другими культурами. Но в народе обнаружились силы, которые обеспечили не только выживание национальной культуры, но и дальнейший ее подъем как самобытной, с присущий только ей чертами. Развитие украинской культуры происходило в тесной взаимосвязи с национально-освободительным движением против Вещи Посполитой, пиком какого постоянная война 1648-1657 гг. Однако раздел украинских земель между двумя империями, свертывание автономии Украины русским царизмом, ликвидация гетманщины, запрет публикаций на украинском языке, русификация верхушки украинского общества до конца XVIII ст. снова создали трудную ситуацию для украинской культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Билецький П. О. Украинское искусство второй половины ХVII-ХVIII столетие. - К. :Искусство, 1981. - 159 с.

2. Грушевский М. С. Очерк истории украинского народа. - К. :Лыбидь, 1991. -398 с.

3. История украинской культуры /За загал. ред. Г. Крип'якевича. - К. :Лыбедь, 1994. - 656 с.

4. Ковальчук О. В. Украинское народоведение. - К. :Образование, 1992. - испр. и перераб. / Гл. ред. М. Д. Аксенова. - Г. : Аванта, 1999. - 704с.