КУЛЬТУРА - ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Главная - Культура - КУЛЬТУРА - ОБЪЕКТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Понятие “культура”

Происхождение понятия “культура”. Со всего разнообразия социальных процессов, отношений и фактов, которые существовали в прошлом и существуют ныне, мы выделяем определенную особую сферу, которая именуется культурой. Большинство людей убеждено, что именно культура - то главное, основное, что отличает человеческое и социальное бытие от существования дикой природы. Объяснение и доказательства этого тезиса приводятся разнообразнейший - в зависимости от того, что понимается под культурой.

Слово “культура” - латинского происхождения, которое буквально означало обработку, уход, улучшение, возделывание. В классической давности оно впервые было зафиксировано в работе Марка Порция Катона “De agri cultura” (ИИИ ст. к н.э. ), посвященной заботам землевладельца, который обрабатывал землю с использованием рабской работы. Заботы отвечали духу времени: автор рекомендовал удерживать рабов надголодь, загружать их работой без меры, чтобы удержать от кражи и легкомысленных занятий. Хозяину приказывалось быть скупым и осмотрительным, не впадать в чрезмерности и никому не доверять.

Такое значение слова “культура” - “земледелие” - пошло в прошлое. Намного ближе к нашему пониманию культуры то, что думали о земледелии римские ученые Варрон, Колумелла (И ст. к н.э. ). Они предлагали такие способы организации сельского хозяйства, которые повысили бы производительность работы, заинтересованность рабов. Слово “культура” приобрело многозначность у знаменитого римского оратора и публициста Цицерона. В одному з своих писем он говорит об “культуре духа”, т.е. о развитии умственных способностей, что является достойной задачам для свободного человека и дается благодаря занятиям философией.

Сыграв роль универсального языка в средневековой Европе, латынь донесла к нам слово “культура” через тьму веков. Правда, употреблялось оно только в словосочетаниях и означало степень мастерства в какой-нибудь области, приобретение умственных привычек (например, cultura juris - изготовление правил поведения, cultura scientiae - усвоение науки, cultura literarum - усовершенствование письма).

Такое разнообразие контекстов употребления слова “культура” не прошла бесследно. К XVIII ст. , согласно выводам лингвистов слово “культура” стало отдельной, самостоятельной лексической единицей, означая осведомленность, образованность, воспитанность - все то, что и сейчас отождествляют с культурностью. Как его синоним, использовалось также понятие “цивилизация”. Благодаря усилиям философов и историков, за последние три века скромное латинское слово вошло во все европейские языки, приобрело универсальное значение, превратилось на философское понятие и стало объектом научных исследований.

Современные исследователи ищут аналоги срока “культура” в других языках. Так, в древнегреческой употреблялось слово “пайдейя”, что означало воспитание гармонической личности (в ребенке), на китайском языке - “жень” и “вень” означали воспитание благородного человека, в древнеиндийской литературе говорилось об “дхармашастру” (учение о жизненных правилах поведения и обязанности верующего). Эта похожесть оправдывает использование понятия “культура” для изучения разнообразных исторических фактив.

Определение понятия “культура”. Культурные процессы и явления отличаются сложностью и многоплановостью. Поэтому в современной науке начисляется несколько сотен определений культуры. Некоторые из них широко известные: культура - это совокупность достижений человечества; все богатство материальных и духовных ценностей; это интегральный образ, который объединяет науку, образование, литературу, искусство, мораль, уклад жизни при определяющей роли мировоззрения. В таких определениях содержится указание и перечень элементов культуры.

Суть социального назначения культуры раскрывается в целом ряде дефиниций (определений). Например, культура это: 1) надбиологичний способ адаптации (приспособление) человечества к естественной среде, которой изменяется; 2) формы и способы коммуникации людей; 3) социальная память человечества; 4) нормативно-наследственное программирование общественного поведения людей; 5) характеристика типа общества или определенной стадии его развития; 6) единство человеческих действий, отношений и учреждений, которые обеспечивают социальную стабильность. Современное понимание культуры в контексте социальной истории рассматривает ее как систему жизненных ориентаций человека. Культура - это сфера духовной, ценностной, коммуникативной организации общества, которая определяет нормы поведения, мышление, чувств разных слоев населения и наций в целом (Гуревич, 1991; Парахонський, 1995). Если отвлечься от содержания культуры, то ее можно определить как совокупность знаков, объединенных у системы. Знаки - это сигналы, предметы, вообще все, что может быть носителем значения (например, звуки языка, буквы, цифры, слова и числа, символы, изображения и т.п.). Различают знаки “естественные”, т.е. те, которые возникли стихийно, и искусственные, специально выдуманные людьми для достижения сознательно поставленных целей (например, математические формулы или знаки дорожного движения). Благодаря системной организации, которая присущий всем знакам общего пользования, социальная информация сохраняется, нагромождается и передается от человека до человека, от поколения до поколения. В связи с тем, что объем социальной памяти не безграничный, культуру также определяют как способ организации и отбора знаков соответственно их значимости для будущей деятельности людей.