ФОРТИФИКАЦИОННЫЕ ИДЕИ АЛЬБРЕХТА ДЮРЕРА : ВОПЛОЩЕНИЕ В УКРАИНЕ


В 1996 году миновало 525 лет от дня рождения одного из самых выдающихся представителей времени Возрождения - Альбрсхта Дюрера. Он оставил глубокий след в мировом искусстве, науке, в духовной жизни человечества вообще. Деятельность Альбрехта Дюрера для Северной Европы имела такое же значение, как деятельность Леонардо да Винчи, Филиппо Брунелески для Италии.

Альбрехт Дюрер родился 21 мая 1471 года в городе Нюрнберге - одной из ячеек экономической, культурной и научной жизни Германии. Этот город прослыл достижениями своих мастеров в книгопечатании, ювелирстви, годинникарстви, изготовлении глобусов и астрономических инструментов. А еще - искусством своих строительных, творцов церковной и светской архитектуры, фортификационных сооружений.

Время, когда жил А. Дюрер, обозначенный большими потрясениями: на изменение средневековью шла буржуазная эпоха с новым восприятием действительности - средневековый аскетизм изменялся идеалом активной человеческой личности. Такие мастера, как А. Дюрер, сочетали в себе черты больших мистцив и ученых, которые выявляли свой гений в самых разнообразных отраслях теоретической и практической деятельности, их мировоззрение было универсально.

Та эпоха названа вторым периодом развития огнестрельного оружия. Тогда введены новые принципы организации армии : устав, регулярная учеба войска. С продвижением военного дела, которое способствовало, в частности, возрождению пехоты, вооруженной теперь огнестрельным оружием (мушкетами), ослабело значение важкоспорядженой конницы. Это ставило под сомнение неприступность замков. Рыцари были уже ненужными (1).

Поскольку наступление войска становилось теперь более сильный, возникла неотложная погреба в новых, более совершенных фортификационных системах для обороны. Именно тогда А. Дюрер обратился к проблемам фортификации, изложив свои инженерные идеи и предложения в произведении "Наставление относительно укрепления городов, замков, тиснин"(2). Он отмечал важное значение крепостного рва как препятствия, непременную потребность обороны его продольным огнем пушек и следовательно положил начало капонирам. В своих проектах А. Дюрер проводил идею постепенности обороны веркив и, чтобы оградить защитников от бомб, возведение казематних помещений для залоги и запасов пищи. Он предложил идею полигонального фронта, а в укреплении для обороны тиснин - идею будущего форта-залога.

Городские укрепления А. Дюрер советовал строить в виде каменного ограждения из ронделями-бастеями (круглыми, полукруглыми, многоугольными башнями), размещенными по углам и на прямых участках ограждения - там, где длина ее была больше от объема выстрела из ружья. Этот тип укреплений А. Дюрер возвел к системе. Его бастей - прототип будущих пятиугольных бастионов.

В верхнем ярусе башен Дюрер размещал артиллерию, потому что считал, что оборона от этого станет надежнее. Фортификатор проработал несколько вариантов парапетов для рикошетування чугунных ядер : парапет со срезом по прямой, парапет со срезом по кривой и тому подобное. Построенная по его проекту башня Соллер в Нюрнберге имела парапет с прямым срезом и была завершена палаткой, которая не закрывала парапета из стрильницями верхнего яруса, где стояли пушки. Во всех своих башнях А. Дюрер, заботясь об облегчении быта воинов, предусмотрел ниши для отдыха, каминове отопления помещений.

Но А. Дюрер был не только теоретик, но и сам руководил строительством укреплений Нюрнберга. И здесь он воплощал свои теоретические наставления: у верхних стрильницях башен приладил щиты, которые вращались по оси, маскируя пушкаря во время набивания пушки. А в амбразуре малых стрильниць сделал вертикальные прорези для гаркебузив и фальконетив.

Разработаны А. Дюрером фортификационные идеи приняла вся Европа. Еще в конце прошлого столетия в европейских странах случались остатки укреплений XVI века, которые смахивали на дюреривськи. их можно увидеть на полотнах тогдашних художников. Да, на картине Луй-Ежена Изабе (1803 - 1886),,Посещения монастыря" (3) около въезда в монастырь изображены башню со знакомыми элементами системы А. Дюрера: парапет со срезом по прямой, стрильници на верхнем ярусе. Укрепление это характерно для монастырей XVI - XVII веков, которые имели не только сакральное, но и важно оборонное значение.

Уже в середине XVI века фортификационные идеи А. Дюрера распространились в Польше, Литве и других странах Центральной и Восточной Европы, в частности в Украине, которая была тогда под властью Польсько-литовськой государства, - Вещи Посполитой. В то время многие выходцы из Украины учились в западноевропейских странах, а впоследствии становились у себя на родине проводниками передового мировоззрения. Следовательно украинская архитектура приобретала черты итальянского Возрождения(ансамбль Русской улицы, дома площади Рынок, часовни Трех святителей. Кампианив и Боймив во Львове и тому подобное). Осведомленность с европейским занятием живописью, в частности школой ДИорера - Кранаха, оказывалась в творчестве украинских мисгцив. Но не больше всего ли это касалось фортификационных сооружений, потому что актуальным вопросом суток было создание длительной и крепкой обороны, и в Украине начались строительство и перестройка таких сооружений (твердыня Броды, замки в Ягольницях, Бережанах, Пидгирцях, Збаражи, Жовкви, Кам'янци-Подильському, Остроге, крепости Олика и Дубно на Волыни и тому подобное). Рядом с новыми фортификационными идеями итальянцев Франческо ди Джорджо Мартини, Микель-Сан-Микеле, Винченцо Скамоцци военная украинская техника совершенствовалась идеями и предложениями Альбрехта Дюрера. они воплощены в каменных укреплениях Правобережья.





Вернуться назад