Известные скрипачи


Впервые скрипка вспоминается в рукописях начала XVI века. Лучшими скрипичными мастерами были итальянке, жителе Бреший и Кремони. Старые инструменты конца XVI - началу XVIII века, сделанные Андреа и Николо Амати, Антонио Страдивари, семейством Гварнери, славятся как наилучшие. Доныне ценятся также старые скрипки Якоба Штайнера из Тиролю. Жидкие по совершенству инструменты делал французский мастер Жан Батист Вильом. Из русских мастеров первым заслужил мировую популярность крепостной Иван Андреевич Батов, а в начале XX века пользовались славой инструменты А. И. Лемана, Е. Ф. Витачека. Е. Ф. Витачека можно считать основателем советской школы мастеров. Широко известные в нашей стране скрипки Г. А. Морозова, Н. М. Фролова, Т. Ф. Пригорного, В. И. Зедника, И. П. Кривова и других.

За пятьсот лет своего существования скрипка почти не изменилась внешне. Смычок же принял современный вид в результате реформы, проведенной в начале XIX века семейством французских мастеров Турт. Французские смычки работы Ф. Турта, а также Ж. Б. Вуарена, Д. Пекката и Ж. Б. Вильома признаны лучшими. Высоко ценятся смычки немецких мастеров К. Гримма и Л. Бауша, а также русского мастера Н. Ф. Киттеля.

Первыми авторами скрипичной музыки были, как правило, скрипачи. Самые известные из них — Арканджело Корелли (1653-1713), Антонио Вивальди (около 1678— 1741), Джузеппе Тартини (1692-1770). Много замечательных произведений: концертов, сонат, пьес — написали большая композиторы-классика И. С. Бах (1685-1750), И. Гайдн (1732-1809), В. А. Моцарт (1756-1791), Л Бетховен (1770-1827).

В России конца XVIII века становится известным композитор Иван Евстафович Хандошкин (1747-1804), замечательный скрипач-виртуоз. Им написанное огромное количество вариаций на темы русских народных песен.

На рубеже XVIII и XIX веков появляется большое количество произведений, на которых доныне учатся скрипачи всех стран. Это концерты Р. Крейцера (1766-1831), П. Роде (1774-1830), Д Б. Виотти (1755-1824), Л. Шпора (1784-1859), Ш. Берио (1802— 1870). Учеником Ш. Берио был выдающийся скрипач и композитор Анри В'етан ( 1820 — 1881 ), который написал целый ряд пьес и концертов. И П. Роде, и

Ш. Берио, и А. В'етан долгое время жили в России.

Искусство большого итальянского скрипача и композитора Никколо Паганини (1782-1840) настолько поражало слушателей, что о нем еще при жизни складывались легенды. Обогатив игру на скрипке новыми техническими приемами, штрихами, он сделал переворот в воображении о возможностях скрипки. В итоге инструмент зазвучал по-новому — ярче, более выразительно. Завещание Н. Паганини продолжили замечательные польские скрипачи К. Липиньский ( 1790 — 1861 ),

Г. Венявский (1835— 1880), немецкий — Г. Ернст (1814-1865), испанский — П. Сарасате (1844-1908).

Вскоре после основания Петербуржской консерватории профессором в ней стал Леопольд Семенович Ауер (1845-1930), ученик большого венгерского скрипача, дирижера, композитора и педагога И. Иоахима (1831 -1907). Ауер появился основателем русской скрипичной школы, которая впоследствии оказала огромное влияние на развитие скрипичного искусства во всем мире. Всемирной славой пользуются имена его учеников Я. Хейфеца, М. Ельмана, М. Полякина, Е. Цимбалиста, Н. Мильштейна. Другие ученики Л. Ауера -

А. И. Ямпольский, Л. М. Цейтлин, Ю. И. Ейдлин — стали основоположниками советской скрипичной школы. Почти на всех международных конкурсах, которые проводились с 30-х годов, наши скрипачи занимали первые места. В этом большая заслуга таких замечательных педагогов, как П. С. Столярский, Д. М. Циганов,

В. И. Шэр, Ю. И. Янкелевич.

Основоположником русской скрипичной школы признан выдающийся музыкант, дирижер и педагог Давид Федорович Ойстрах (1908-1974). Он участвовал в создании лучших произведений русских композиторов, часто был их первым исполнителем.

Всемирной популярностью пользуется искусство Л. Б. Когана,

М. И. Ваймана, Б. Л. Гутникова. Ученике Д. Ф. Ойстраха В. Климов, И. Ойстрах, А. Исакадзе, В. Пикайзен, О. Крыса, молодые скрипачи В. Спиваков, В. Третьяков,





Вернуться назад