Музыка как одно из средств терапии


Наше стремительное и бурное время, преисполненное стрессов и волнующих неурядиц, активизирует поиски учеными разных отраслей наук (медицины, валеологии, психологии, социологии, педагогики и др. ) способов укрепления здоровья человека, который определяется как неоцененный феномен бытия.

Разностороннее влияние музыки на психику человека обусловило музыкотерапию одним из перспективных современных методов лечения больных с нарушением нервной системы. Доказано, что музыка, благодаря своему свойству влиять на внутренний мир человека, помогает больным освободиться от душевного дискомфорта, конфликта, длительности; корректирует эмоциональное состояние; может возобновить душевное спокойствие, то есть положительно влиять на психическое здоровье личности [ ].

Целебное влияние музыки на организм человека было замечено еще на заре цивилизации. Мистическими легендами объяснялось улучшение самочувствия и настроения, уменьшения болезненных ощущений, страха, возвращения человеку бодрости, энергии под действием зачаровуючих звуков музыки.

Музыка влияет на организм человека разностороннее. По данным ученых медицинского центра "ленц" (г. Москва) и Детского Центра лечения в результате многочисленных исследований выявлено, что под воздействием музыки, которая отвечает функциональному состоянию организма, такие психические процессы, как память и ориентация, улучшаются на 45-50%, а уваг - на 25-30%. Музыка активизирует умственные способности, а также работоспособность и сосредоточенность, способная развивать и повышать интеллект человека. Звуковые вибрации стимулируют кровообращение, эмоциональный тонус. Под действием ритма активизируется дыхание, увеличивается вентиляция легких. Исследования подтверждают физиологичную гипотезу музыкотерапии сочетания ритма музыки с биоритмикой человека [ ].

Важно использовать целебные влияния музыки для укрепления психического здоровья человека на ранних этапах ее жизни. Ведь музыка способна помогать молодому человеку понять окружающую действительность, красоту природы, совершенство поэзии, живописи, театра, истории своего народа, выступая в качестве специфического генератора ценностного отношения к миру, поскольку настоящие эстетические впечатления, наслаждение от встречи с медицинским искусством достает лишь тот, кто умеет внимательно слушать, переживать, рассуждать над услышанным. Вот необходимо сызмальства приучать детей к работе ума и души, обогащать их опыт общения с музыкальными произведениями.

Как довели ученые-психологи, систематические занятия музыкой в возрасте от 5 до 15 лет позволяют значительно поднять IQ, то есть интеллектуальный потенциал человека, лучше развить память, аналитические способности, ориентацию, не говоря уже о позитивной коррекции нервной системы. В большинстве передовых европейских странах, как и за океаном уроки музыки, пение, игра на инструментах принадлежат к обязательному элементу воспитания [ ], поскольку музыка наиболее более сильное эмоциональное влияние на ребенка. Кроме того, во время слушания музыки регулируются физиологичные процессы в организме, стимулируется мышечная активность, повышается общий тонус организма, улучшается речевая и двигательная активность. Влияет музыкальное искусство и на психику, соматику, душевное состояние человека, что стало основой возникновения музыкотерапии. Музыкотерапия состоит из творческой и рецептивной деятельности. Какая связана с сферой эмоциональных, этичных и эстетических ощущений, познанием и направленностью интересов личности.

Кроме универсальных качеств. Музыкальное искусство имеет специфические уникальные возможности целеустремленного влияния в желательном направлении.

Такие корегуючи профилактические особенности музыки базируются не только на вербальном, многоплановом за формой эмоциональном влиянии на лицо, но и влияют конкретно из ее первоэлементов - ритма, гармонии, которые проникают в глубины психики.

Восприятие музыки — это сложный психический процесс. Психологи и музыканты определяют, что в целом он вписывается между двумя полюсами. С одной стороны, это элементарное акустическое восприятие звуковых сигналов как что-то такое, что мы слышим и что действует на органы слуха. А из другого — это процесс познания вообразимого художественного содержания в музыкальной материи [ ]. Воспринимая музыку, человек выражает свое эмоциональное "я". В сознании воссоздаются переживания, обиды и мысли, воплощенные композитором в музыкальном произведении. Музыкальное произведение — это совокупность эстетической информации, которую предоставляет композитор.

Музыка часто передает такие оттенки чувств и переживаний, которые трудно выразить словами. О. Серов справедливо замитив: "Если бы все, что происходит в душе человека, можно было передать словами, на свете не было бы музыки". В свою очередь язык музыки понятен каждому человеку.

Восприятие музыки, как и других произведений искусства, почти всегда несет в себе определенный элемент субъективизма, ведь каждый конкретный человек имеет свою индивидуальность, свой собственный жизненный опыт, свои индивидуальные особенности развития психических функций познавательной и эмоциональной сфер. Мир музыки может стать или не стать приобретением личности. Только духовно-практическая деятельность личности - это начальный этап жизненной спирали для музыкально-эстетического бытия субъекту. По результатам исследований многих ученых, только классическая музыка и главная, прежде всего в живом выполнении, положительно влияет на физическое и психическое состояние человека, на здоровье больных. У них не только снижается уровень артериального давления, но и происходят позитивные эмоциональные изменения. Живая музыка композиторов - от классиков помогает избавиться депрессивных состояний, стрессов, тревог, переживаний и страданий, которые негативно влияют на процесс выздоровления.





Вернуться назад