Творчество Джуззепе Верди


Как-то знаменитую итальянскую певицу Джузеппину Стреппони, которая стала женой Верди и уже прожила с ним много лет, спросили о ее муже. Ответ прозвучал удивительная: «Верди — замечательный композитор, но как человек он еще лучше»! В этом символично выражена сама суть искусства гениального оперного маэстро. Только морально совершенный человек мог творить музыку, преисполненную такого сочувственного понимания противоречивой природы человеческой души, — высокой и никчемной, любящей и страждаючой, сожженной злобой и ненавистью и состоятельной на наивысшие жертвы самоотречения. Согрета сочувствием, творчество Верди живет по меркам, общим для всех людей земли. Обращена к каждому, понятная любому неопытному слушателю и зрителю, она поистине планетарная в этой своей общедоступности, космическое и божественное, поскольку средствами оперного искусства утверждает большую истину: Бог есть любовь.

За долгую жизнь славного итальянского маэстро выпало ему попутешествовать из солнечной Италии на берега Невы, в холодный Петербург. Его жители горячими аплодисментами и неслыханным энтузиазмом, вызванным премьерой написанной для Петербурга оперы «Сила судьбы», смягчили своему знаменитому гостю строгость климата русской имперской столицы. С тех пор уже почти полтора века не прекращается триумфальный ход опер Верди оперными сценами мира. Их не удалось сбросить из корабля современности всем тем, кто предсказывал смерть оперного жанра и всего классического искусства. Даже Владимир Маяковський, который эпатировал публику футуристическими выпадами, в одной из своих поэм тронуто слушал, как ангелы на небесной тверди славно распевали песенку «Сердце красавицы склонно к измене».

Начало нового тысячелетия входит в историю как всемирный год Верди. Везде, где есть оперные театры и где любят оперу, происходят торжественные акции в честь столетия со дня смерти композитора, столетия, которое утвердило настоящее бессмертие его искусства. Не остались обделенными и почитатели оперного искусства Украины. Событием, которое всколыхнуло весь Киев, стал фестиваль «Ave Verdi», проведенный в стенах Национальной оперы благодаря усилиям ее дирекции и содействию ряда организаций, в частности Министерства иностранных дел Италии, посольства Италии в Украине, автономной области Фриули-Венеция Джулия, мэрии города Рифма, оперных театров Рифма и Генуе.

Подобно кораблю, который плывет через узкий пролив в широкий океан, вердийвський фестиваль в Киеве обходил рифы и преодолевал штормы, переживал угрозу сесть на мель, на него чигала опасность сбиться из маршрута. Для его организаторов это было сложное уравнение со многими неизвестными. Но теперь, когда незабываемая фестивальная неделя осталась позади, можно смело утверждать, что праздник состоялся. Победителями в нем прежде всего стали наши украинские артисты, вся труппа Национальной оперы, которые достойно выдержали серьезное творческое испытание. Поражала киевская публика, которая доверху заполняла зал и безошибочно реагировала на все явные удачи и учтивым молчанием встречала не всегда успешные выступления.

Фестиваль начался гала-концертом, завершился выполнением Реквиема. Такое обрамление полностью отвечало замыслу и характеру проведенных торжеств. Концерт, позволил сразу представить главное, то, чем особенно дорогое всем искусство Верди. Жизнь души, богатейшая гамма эмоций раскрываются в его произведениях прежде всего через теплое и трепетное, богатое нюансами звучание человеческого голоса. Верди был большим реформатором итальянского бельканто. Опираясь на опыт и достижение своих предшественников, он расширил палитру тембровых красок, усилил мощность и драматическую экспрессию звуковилучення, неразрывно связал тип голоса с характером персонажа. В оперном исполнительском сформировалось такое понятие, как вердийвськи голоса: героический тенор, драматический баритон, который имеет особенную полноту, силу звука, широту диапазона сопрано, сочное звучание мецо-сопрано. Именно такие голоса мы услышали в концерте, которым открыли фестиваль. Безусловное лидерство в нем было за нашей гостьей из Италии Франческой Скайни — настоящий мастер бельканто, удивительно тонкий музыкант и вдохновенная артистка. Казалось, что ее пение очаровывало не только публику, но и оркестр Национальной оперы, который аккомпанировал ей. Главный дирижер Владимир Кожухар провел весь концерт на большом подъеме, создав атмосферу чувствительного взаимодействия голоса с оркестром, умело поддерживая и скеровуючи солистов. Начавшись из высокой ноты, фестиваль на такой же высоте завершился. Выполнение уникального Реквиема Верди — всегда событие. В этот раз произведенное им впечатление можно передать одним словом: потрясение. Все три творческих звена, которые обеспечили этот неслыханный успех, — хор, оркестр, четверо солистов — появились в четком взаимодействии, продемонстрировав высокий профессионализм и глубокое проникновение в богатый образный строй этой невероятной музыки. Ловким рулевым, который провел извилистыми путями полярных душевных состояний могучую музыкальную флотилию, показал себя итальянский дирижер Алессио Влад. Его интерпретацию определяли сильная дирижерская воля, зажигательный темперамент, совершенное обладание искусством светотени, когда после разрушающих стены громких кульминаций наступала сосредоточенная тишина, когда безудержная радость неожиданно охватывала на гребне крайнего отчаяния, а образ ужасающего величия Царя Славы сочетал с мольбой о милосердии, с оплакиванием потерь, с мечтой о блаженном вечном спокойствии. А высоко над сценой висел удивительный портрет мудрого старца. Он едва улыбался в седую бороду, смотрел таким внимательным и приятным взглядом из своей непостижимой дали и, казалось, слушал вместе с нами созданный им Гимн Творению, в котором, подобно Франциску Ассизського, сумел назвать нашей сестрою-втишителькою даже костлявую Смерть.





Вернуться назад