ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ

Главная - Культура - ХОРОВОЙ АНСАМБЛЬ

Хор есть коллектив, который имеет своей целью петь вместе, совместно. Отсюда возникает специфическая особенность хорового пения — общее звучание отдельных певцов хора в одном, общему целому, что и зовется ансамблем.

Ансамбль — слово французское (еnsemble — вместе, вместе, целое, согласованность); оно выражает понятие об общем, коллективном труде.

Каждый коллективный труд может быть разных квалификаций относительно своей организованности — от ненастроенного и малопроизводительного — к четкому, точному и высокопроизводительному.

Такую же картину мы можем наблюдать и в ансамбле хора — или это будет лишь несмелая и неумелая попытка наладить общее пение, или же путем настойчивого и упрямого труда коллектив поднимется на высокую степень совершенства и мастерства.

Под ансамблем высокого мастерства надо понимать точную интонационную слаженность звучания певцов в хоре, слитность и уравновешенность относительно силы и тембра всех голосов, следствием чего будет сочен, насыщен, красочен, но без наименьшего выделения тембров голосов отдельных певцов, полноценный унисон каждой партии, а совершенные унисоны партий дадут замечательное, волшебное, уравновешено гармоническое созвучие.

Первобытным элементом хорового ансамбля является так называемый ансамбльный звук. Это звук определенной высоты, воссоздаваемый несколькими певцами. Он может быть двух родов: унисонный и гармонический.

Унисонный ансамбль мы имеем в единогласном хоре или в звучании отдельной партии хора.

Гармонический ансамбль является спивання аккорду несколькими певцами или хоровыми партиями.

Если на каждый аккордовый звук приходится по одному певцу, то мы имеем сольный гармонический ансамбль. Выполнение аккорда ансамблями хоровых партий даст массовый гармонический, . ансамбль.

Минимальное количество певцов для унисонного ансамбля — три мужчины. В то время, как один из певцов будет брать дыхание, двое других будут звучать. Наименьшее количество певцов для гармонического ансамбля — шести человек, потому что двоголосся — это первобытная стадия гармонии. Следовательно, минимальный четырехголосный хор должен состоять из двенадцати певцов.

Само собой понятно, что отсутствие отмеченных условий будет влиять на унисонный ансамбль негативно. Если, например, в группе певцов какой-либо партии найдутся люди с голосами резкого и неприятного тембра, которые не сливаются с другими, то на хороший ансамбль партии рассчитывать невозможно; или если среди певцов найдется человек с очень сильным голосом, то она всегда рискует на нюансе forte выделиться. Вообще нюанс forte — очень опасный для хорового ансамбля, напротив, нюансы риаnо и mezzo — piano дают больше возможностей для слияния голосов группы певцов в монолитный звук.

Правильное положение рта при воссоздании гласных очень существенно влияет на ансамбльную слитность и качество звука как такового. В конечном итоге, нехватка ансамбльного опыта, музыкальной и общей культуры бесспорно влияет на ансамбль. Удобная тесситура и естественный, связанный с тесситурой, нюанс — это условия настолько понятны, что никаких объяснений не требуют.

Гармонический ансамбль, то есть уравновешенность и слияние всех тонов аккорда в один правильное, мягкое и органоподибне звукосочетание, может в известной степени регулироваться соблюдением некоторых условий, а именно: количественного и качественного равновесия хоровых групп, удобного размещения аккорда, мелодичного положения аккорда, тесситуры, вида аккорда, нюанса, темпа, квалификации певцов хора и их естественных музыкальных данных.

Рассмотрим порознь каждую из перечисленных условий.

Приблизительное количественное и качественное равновесие групп хора представляет одно из первых требований достижения хорошего гармонического ансамбля. Если, например, группа сопрано состоит из 10 человек, то разделить их на первых и вторых можно или поровну, или же немного отклониться в сторону увеличения первых сопрано, а именно: первых сопрано — бы чол., а вторых — 4, учитывая, что густота звука вторых сопрано полностью уравновесит некоторое количественное преимущество (на 2 чол. ) первых. Во имя количественной равноценности можно порою пожертвовать суровой количественной одинаковостью. За количественным и качественным построением одной партии строятся и комплектуются другие партии хора. Не можно получить хорошее звучание аккорда, если три партии будут иметь по 10 человек, а одна — три и тому подобное.