Ренессанс и эпоха Возрождения


Вступление

Возрождение(с французской — «ренессанс») — эпоха в истории культуры и искусства, которую с полным правом можно назвать наиболее выдающимся и ярким этапом в контексте всей эволюции человечества. В отрасли искусства Ренессанс взлелеял таких выдающихся художников, как Леонардо да Винчи, Тициан, Микеланджело Буонаротти, Рафаэль Санти, Альбрехт Дюрер и других. Их непревзойденные произведения и до сих пор хранят свое всемирное значение. Возрождение как культурное движение развернулось в пределах XIV — началу XVIИ ст. и охватило Италию, Испанию, Францию, Германию, Англию, Нидерланды, Польшу, Чехию и т. д. Главная особенность Возрождения — целостность и разносторонность в понимании человека, жизни и культуры. Резкий рост авторитета искусства не привел к противопоставлению науке и ремеслу, а осознавался как равноправие и равноценность разных форм человеческой деятельности. В этот период высокого уровня достигли прикладное искусство и архитектура, что соединили художественное творчество с конструированием и ремеслом. Искусство Возрождения имело демократический и реалистичный характер, в его центре стоит человек и природа. Красота, гармония, утонченность рассматриваются как свойства действительного мира.

Однако ренессансная стадия сформировалась не всюду, не одновременно и не в одинаковых формах. Классической ячейкой ренессансной культуры была только Италия. Возник специальный термин «Северное Возрождение», который описывает особенности Ренессанса в других странах Европы, которые расположены к северу от Апеннинского полуострова. Под ним понимают не только географическую характеристику, но и некоторые особенности Ренессанса в Англии, Германии, Нидерландах и Франции. Исследовать отличительные и характерные черты Итальянского и Северного Возрождения в искусстве можно, проанализировав и сравнив мировоззренческие принципы обществ и творчество выдающихся художников в этих регионах. Для этого я буду пользоваться справочной и учебной литературой, где обстоятельно рассматривается эпоха Ренессанса, как богатая на таланты и художественные шедевры сутки в Италии и Северное Возрождение, по большей части как следствие влияния итальянских гуманистических идей и своеобразная культура. Это преимущественно русские издания известных культурознавцив. Большинство авторов увлекаются и уделяют значительное внимание Итальянскому Ренессансу, как единственной ячейке истинного яркого искусства Возрождения, которая взлелеяла таких титанов-мастеров, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Рафаэль. Однако некоторые авторы (Л. М. Брагина, «История культуры Западной Европы в эпоху Возрождения») посвящают свою аналитическую работу именно Северному Возрождению и обстоятельно рассматривают специфику самобытности и своеобразия развития культуры именно в данном регионе, а также акцентируют внимание на процессах и явлениях, которые повлияли на формирование Возрождения в этой части Европы.

- 2 -

Раздел И. Мировоззренческие принципы Ренессанса.

Идейной основой ренессансной культуры был гуманизм, светский рационализм за своей главной направленностью, мировоззрение. Он лишь частично отображал интересы и настроения социальной верхушки, будучи мировоззрением демократическим, потому что звильнював сознание человека от классовых, церковно-схоластических кандалов, способствовал активной жизни. Гуманизм стоит рассматривать как главное идейное содержание культуры Возрождения. Объединяют культуру разных европейских народов именно идеи гуманизма. Эволюция внутри самого Возрождения связана с тем, что принципы и идеи, выдвинутые ранними гуманистами, развиваются, проверяются и дополняются в зрелое Возрождение и опровергаются в поздний период, который характеризуется появлением трагического мироощущения и скептицизма.

Гуманистическое мировоззрение стало одним из наиболее прогрессивных завоеваний эпохи Возрождения, что повлек сильное влияние на все следующее развитие европейской культуры.

§1. Гуманизм в Итальянской культуре суток ВидродженняУ XIV — XV ст. в Италии, невзирая на ее политическую раздробленность, происходили глубокие постепенные реформы. Политические неурядицы, накопления богатств в этом центре мировой торговли и, в конечном итоге, богатая история Италии способствовали Ренессансу — возрождению традиций древних цивилизаций Греции и Рима. Рост благосостояния сопровождался формированием общества, урбанистического, светского и индивидуального. Города возродились благодаря значительному подъему торговли и промышленности. Распри между императорами и папами позволили городам освободиться от внешнего контроля. Феодальной знати приходилось отказываться от привычного образа жизни и участвовать в интеллектуальной и духовной деятельности. Термин «Возрождение» указывает на связь новой культуры с античностью. В результате знакомства с Востоком, в частности с Византией, в эпоху крестовых походов и во время следующих регулярных отношений из Левантом итальянцы ознакомились с древними гуманистическими рукописями, разными достопримечательностями античного изобразительного искусства и архитектуры. Все эти древности начали частично перевозиться в Италию, где они коллекционировались и изучались. Однако и в самой Италии было немало античных римских памятников, которые также стали детально исследоваться представителями городской интеллигенции. В итальянском обществе проснулся интерес к классическим древним языкам, философии, истории и литературе. Особенно большую роль в этом руссе сыграл город Флоренция. Используя античную идеологию, новая буржуазия не просто пассивно усваивала, а интерпретировала учение, формируя свое собственное мировоззрение, противоположное господствующему мировоззрению феодального строя.





Вернуться назад