История села Рунгури

Главная - Культура - История села Рунгури

ПЛАН

1) географическое положение села Рунгури.

2) Происхождения названия села.

3) Рунгурська топонимика.

4) Административная принадлежность населения.

5) Рунгури с 1722 по 2004 года.

Село Рунгури раскинулось на первых Карпатских холмах по обе стороны реки Лючка (приток Пруту), отделенное к югу от Печенижина на четыре километра и от Коломыи на семнадцать километров. Граничит: на востоке - из Мишином, М. Ключевом, на юге со Слободой (раньше Слобода Рунгурська), на западе - с Черными Ославами и Черным Потоком, на севере- из Маркивкою и Печенижином.

Село находится на высоте 363 м на уровнем моря, в Сочети уже 711 м, а в Варатиках - 786 м над уровнем моря.

Наше село вместе с другими соседними селами Слободой, Маркивкою, Молодятином - находится в так называемой Печет нежинской яме (или еще говорят - в Перченижиському котловане). Из горных верховин эта "долина - яма" замечательно просматривается.

Рунгури расположены на стыке двух форм рельефа - холмистой равнины, которая плавно переходит в настоящие горы.

Село разделено потоками на несколько частей (углов), из которых центральными является, : Пискавець, Дуб овец, Бандурка, Грешной и Нижний конец, и окрейними: Сухой, Золотой, Петричева, Кошары, Шокалив, Грунь, Галанив, Кругленький, Область, Пантела.

К холмистой равнине принадлежат углы пантера, Ключивки, Крушленкий, Нижний и часть Клопети. В преедгирським массиве - Дубовый, Шокалив, Грунь, Пискавейь, остальное же село - Решетив, Верхний, Золотой, Петричева, Березовки, Сухой - это уже настоящие горы.

Верхом, долины и холмы, на которых раскинулось село, делают наши Рунгури неповторимо красивыми во все времена года.

Село бедно на дне земли, зато богатое лесными массивами. Раньше Рунгури имели прекрасные буку, и еловые пихтовники, среди которых случалась и лиственница (польская). . . К сожалению, после войны наши леса были вырублены, но потом были засажены молодняком.

Еще два века тома, к захвату нашего края Австро-Венгрией, основная дорога, которая вела из Березовив и Слободы через Рунгури на Коломыю вилась вдоль реки Свирели, через Боянку на Пантилу, оттуда крутила возле печенежского урочища "Сосна" и вела ген дальше в Сопел и Коломыю. Именно той Соляной дорогой и возили наши предки еще панщизняну соль, а перегодом - году в Сопел на нафтоперегонний завод (рафинерия).

Соляной дорога называлась вероятно потому, что вела от мест солевариння (из Боянки, Болшиви) на Коломыю - одной стороны, и на Надворную - из второго.

Во времена Австро-венгерской империи из стратегических рассуждений была проложена через Рунгури новая дорога, которую и на сегодня зовем "цисарською".

В начале 80-х годов ХИХ ст. (в 1885 г. ) началось строительство железной дороги, которая шла через центр Коломыи, через место на Пруте в Рунгури с конечной остановкой в урочище Годы.

Железная дорога была будет разрушена во времена войны. После освобождения края от немецких захватчиков советь принялись возобновлять ее, и весной в 145 г. из Коломыи в Рунгури прибыл поезд - товарняк. Энкаведисты сразу ринулись в село, взялись паковать в вагоны людей, чтобы вывезти их в Сибирь. Но украинская партизанка была наготове: воины УПА разобрали рельсы, поезд остановили, солдат забрали в плен, связали руки, а потом отпустили. Следующего для в село прибыли войск НКВД, и положили рельсы на место. И поезд покинул село. Чтобы сделать невозможным энкаведистом организован вывоз крестьян из Рунгур и окружающих сел, упивци провели молниеносную операцию, посрывали все колиту мосты от Сухого к Сопова. И еще взорвали плохой славы тюрьму в Печенижини, которую начала строить еще Австрия, потом продолжала строительство Польша, а завершили здание в 39-40 годах советь. Партизаны, ворвавшись тюрьму нашло там много извести и бочка с человеческой кровь. Люди долго перешептывались о той крови и извести - ведь где-то в то время энкаведисты именно в этой тюрьме замордовали учительницу с целым классом учеников (из Городенкивського района) за то, что в классе кто-то выцарапал глаза Сталину на портрете. Пересказывали, как будто бы замордованных детей закопали в молодятинських лесах. . .

Еще некоторое время действовала колея в Сопови. Перегодом через Прут шли поезда уже в Коваливку, где добывали уголь.

Последний поезд прошел центром Коломыи летом в 1967 г.

Происхождения названия нашего села искали в венгерской, румынской, латинской, польской языках, а также в санскрипи. Кто-то расшифровал Рунгури как "горы и равнины". . . Те, кто зачитывались книгами О. Канигина "Путь ариев". "Рун-вирою" ли О. Силенна, толкуют слово "Рунгури" как "свете горы". . .

То же есть огромное количество свободных толкований слова "Рунгури". Одни утверждают, будто село происходит от имени помещика или першопоселенця Рунгура (Рунгера), другие, вспоминая мифы о золотом руне, за которым в Колхиду отправлялись греки, склонные толковать слово "Рунгури" как "зелени горы", "Кудрявые горы". . .

Еще выводят название села от двух слов:

Ровно + горы.

Горы + Рун (от руно). Существует еще легенда, которая утверждают, услышанная в Космачи. Будто одному парню не понравилось собственное имя Орислав - звательная форма Паши (Пашет), потому что все из его имени посмишкувалися, парня не принимали к холостяцкой группе, отбрасывали (орунг - отброшен. . . )

Аж дошло до того, что Орислав отказался у отчих волов и направился в белый свет. Сказал старине: если еще встретит где-то такие имена, как его собственно, то вернется домой. Всходил он не одни лапти, вернувшись в родной край, стал на службе у князя. Как-то ему пришлось ночевать в одном селе, которое еще мало свои названия. Орислав вспомнил свое детство, свои странствия, подумал и говорит людям: я от князя, мне поручено назвать неназванные села. Вот он к слову "орунг" (отброшенный) присоединил свое имя "Паши" и уторилось слово Орунг - паши.

Местным людям название понравилось. Тесле вытесали доску, поставили два столба, на доске возникло название села, поневоле пропустивши букву "О" установили знак рядом со статуей Дажбога. . .

Потом Орислав назвал еще ряд сел таким же способом - и появилась Аккра шоры, Брустори, Шешори Чимшори.

"Руны" у пивчних народов - песни, и потому некоторые ученые допускают, что рун - горы - это песня гор. . .

Уроженец Слободы Рунгурськой Станислав Вин ценз в книге "На высокой горной долине" без тени сомнения (и без любых обоснований) переводит слово Рунгур (?) как "лесной выгон" (поляна) и утверждает, что название нашего села вольського происхождения.

Академив В. Грабовецьки предложил свои (почти тождественные) вариант происхождения названия нашего села :

-вид румынского "чиндичи", что означает "выкорчеванные и выжженные леса для пастбища";

-вид латинского слова "чиндече" - что тождественное словянському "пасечная", или "Чернене", "теребиж", то есть население, которое возникло на месте выкорчеванного или сожженного леса.

Однако в Украине немало "пасечных", и это слово можно с большой судьбой вероятности приложить почти до каждого горного или предгорного села. Тем более, ничего нам не добавляют в понимании прошлого села слова "чертене, теребинь".

Известный поэт, этнограф Степан Пушик допускает, что название "Рунгури" происходит от первобытно заросших наших гор кустами можжевельника, который кое-где называют "рунком" или "рунчом".

Павел Федю предлагает толковать название села от двух древнеиндийских слов: рун-свитло, гуру-учитель. . . Что же, кто против?! - дай боже, чтобы наши потомки достигли такого уровня духовного развития, когда могли бы стать для других людей учителями света, носителями всего светлого. . .

Одно слово, если бы там кто не трактовал себе назову Рунгур, я склонна считать, что слово "Рунгури" в первую очередь значит: "родне горы и доли, родная река, родные люди, родная сторона. . . " Думаю себе, что так воспринимая имя своего родного села, мы никогда не ошибемся.

За годы независимости наши куткии были переименованы: Нижний конец стал Набережной, Пискавець - улицей Пискавецькою, Вилки - ул. И. Фрнака, почвы со зданиями по обе стороны цесарки - ул. Шевченко, Сухой - Горной улицей, Золотой - Прикарпатской, Петричева - ул. Довбуша, Дубовый - Дубивською, Голиця - перевулком О. Кобилянськой, Кругленький, Паннила, Болшива отныне есть вулице Леси Украинки, Боянка - это ул. . Стефаника. .

Откуда происходят названия наших углов и урочищ? Думаю, большинство из перличених названий понятны и малому ребенку. Образованы они от имен или фамилий бывших поселенцев или просто владельцев почвы, от названия какой-то вещи. . .

Наша живописная Франкова гора, считают некоторые краеведы носит имя не Ивана Франко, а немецкого инженера Франко, который якобы погиб здесь во время строительства мостов для железной дороги в Годы. Думаю, это ошибочное утверждение. Возможно, для чужого это и гора, около которой умер неизвестный селови немецкий специалист, но вам скажет каждый рунгурський хозяин, что под этой горой Иван Франко, когда его вели шандари босого и голодного из Коломыи в Березив. И не только отдыхал, но и разговаривал с нашими людьми. И даже если бы сказание об отдыхе нашего гения в Рунгурах в действительности оказалась легендой, то и легенда эта была бы правдивее от всякой другой правды.

Сухой - наклонный сухой горб, Грунь - холм, Область, разлогая долина, Кошары - кошара, Кругленький - округа мисцена, Золотой, - около потока где находили золотой песок.

Считают, что Бандурка, Петричева, Шокалив, Кланов, пантера не украинского происхождения. С такими учеными можно и поспорить, если знаешь, что более давно словом "бандуре" называли сторожа, а месту Петричева (где я народлася) свою фамилию оставил или киевлянин, или еще белый хорват Петрич.

Золотой (Березовки), за одной из легенд, так называли вовсе не потому, что здесь находили золотые самородки, а совсем по другой причине. Усилились в этом глухом закоулке три хозяина из Подолья,, которые вместе со своими семьями убежали от жестокого господина: Курдибан, Грижин и Решетивський. Они построились именно в этом месте, и господа даже не догадывались, что с обеих сторон центральной Соляной) дороги прикрыты лесами и крутыми берегами еще живут какие-то люди. И вот так скрыто жила эта Иуда на протяжении всей барщины. "Выходит, будто вы жили в золотом углу"! - удивлялись перегодом соседи.

Если и не в Золотой (березовки), то справа, перед слиянием двух потоков находится берег, который называют Курадибановим, а на мисцену между потоками говорят Реглетивський, слева находится гора Грижена, названная в честь первого своего косаря и лашканця. . .

На время первого письменного упоминания о селе Рунгури принадлежали к Коломийського уезда Русского воеводства Галицкой земли. От времен распределения Польши село принадлежало к Печенижинськой Доминик Станиславського округу (циркулу) Королевства Галиции и Людолярий, в 1811-1853 годах - к Коломийського циркулу, в 1854-1897 г. - к Печет нежинского уезда Станиславського воеводства. В 1939-1941 г. село принадлежало к Колмоийського уезда Станиславськой области, во время немецкой оккупации 1941-1944 гг. - к Коломийськой округи дистрикту Галичина Генерал-губернатора польских земель. . .

За "Вторых совитив" Рунгури принадлежали к Печенижинського (в 1944-57 г. ), Яблунивського (в 1957-1962 г. ), и от 1963 г. - к Колмоийського района Ивано-Франковской области.

Выходя из естественных условий села, можно считать, что главным занятием населения Рунгур было в первую очередь скотоводство, потом земледелие, солеварство и бондарство. О солевариння свидетельствует курган около соляного источника на Боянци из самого пепла.

Из материалов архива Бурштинського замка (Львовская библиотека АК ИРСР, отдел рукописей) известно, какие отдельные повинности должны были выполнять крестьяне Печенижинського ключа в 1722 году: кроме еженедельной барщины, они должны были обязательно выходить на разные заорки, оборки, закоси, окосье, кто имел волов, или с кем-то спрягался, привозил к двору загодя заготовленные дрова. Раз в году каждый крестьянин отвозил к Пигайчикив три бочки соли. Из крестьян взыскивались разные десятины (десятый улей, двадцатую овцу, пятнадцатую козу и т. д. ). От каждой головы скота господин ежегодно брал один золотой отдельного налог, так называемой "роговинини".

Положение крестьян усложнялось еще и тем, что они жили в арендованных имениях.

Каждый арендатор пытался вытеснить из крестьян далеко более того, что было записано в инвентарях.

Первое описание населения Галичины во времена Австро-Венгрии проводилось в 1772-1774 годах. Он был очень неточен, а потому фактически первой австрийской переписью считают расширенную перепись от 31 октября в 1957 г.

По данным этой переписи в 1857 г. в Рунгурах проживало 1161 лицо. За селом считалось 4. 500 моргов общей площади земель, однако в распоряжении крестьян находились всего 333 морга пахотной земли, 1474 морга лугов и огородов, 22 морга леса и 115 моргов пастбищ.

В 1871 г. в Рунгурах проживаю 1179 жители, была школа.

В 1880 г. в селе были уже 1262 жителя.

В этом году в Рунгурах уже сновала заимообразная общественная касса с суммой 100 золотых.

В 90-х годах в селе была читальня "Просвещение".

в 1883 г. в селе насчитывались 71 парень и 62 девушки школьного возраста.

А вот венское издание "Полный реестр городов и сел Галичины подает данные о Рунгури состоянием на декабрь в 1890 г.

-площа села 13,73 квадратные километры;

- 12,88 квадратных километров занимало сельские леса и пастбища.

В селе насчитывались 334 дома:

Население села в 1880 г.: мужчин - 816, женщин 86,3, среди них греко-католиков - 1620, римо-католикив - 21, израйльцив - 38.

Справочник удостоверяет, что, в Рунгурах 1890р. разговаривали на украинском языке 1641 житель, немецкого-38, польского - ни один не разговаривал.

1912р. в сили проживало 2044 лица (евреев-140, поляков-50). Школа зарегистрирована как один классовая, но с русским языком.

В следствие первой мировой войны распалась Австро-Венгрия. 1 ноября 1918р. во Львове провозглашена ЗУНР. (Западно-украинская Республика).

24 мая 1919р. Покуття заняли румуно-боярски оккупанты, а в сентябре 1919р. их заменили польские войска. Польское правительство не признавало никаких решений правительства ЗУНР. Поэтому в 1919р. создается украинский Галицкая Армия.

Рунгурськи ребята были мобилизованы в УПА.

1930р. в селе работало чотирикласова утраквистична школа, три классовая школа была в Слободе и один классовая с польским языком в Ропах.

Времена господства польских оккупантов были соками жестокого административного и социального гнета и тяжелых бедствований и для крестьян с. Рунгури.

Об этом свидетельствуют данные переписи населения от 9 декабря 1931року, где определялся родной язык только польская, а вместо украинской употреблялся термин «другая». И этой «другим» языком говорило 2093 чол. население села.

Польская милиция преследовала членов общества «Просвещение» и кооперативы «Труд». Преследовались и те, кто выписывал газеты, потому для села приходилось всего 13 экземпляров газет. Крестьяне платили налог по 5 золотых за морг.

1937роци построено новая школа. С приходом армии большевиков в селе происходили изменения. 18 сентября в Рунгурах был создан крестьянский комитет в составе 5 человек и отдела народной милиции в составе 8 человек. 2 июля 1941р. с. Рунгури было оккупировано немецко-венгерскими войсками. За время временной оккупации из Рунгур было вывезенного на принудительные работы 41 чол.,11 женщин.

В апреле - августе 1944 года на территории села продолжались кровопролитные бои. Во время военных действий захватчиками сожжено 655 дворов (с 718 всех), убито 36 чол. гражданского населения .

Тяжелым грузом легла война на плече крестьян нашего села. Они вынуждены были оставить Рунгури и найтись зиму в окружающих селах :Сопови, Нижнему вербижи, Верхнему Вербижи, Корниле, Воскресеньях, Замулинцях и запрутських селах - Грушевые, Дебеславцях.

Вернулись рунгуряни к своим домам, на месте которых застали пожарища. Копали землянки, бурдей, чтобы было где пережить. Не было что ни есть, ни сеять, ни сажать.

Началась эпидемия тифа. Крестьяне варили соль и пешком на плечах несли ее в Днестр, а то и за Днестр, чтобы поменять на зерно или муку. А в 1947 году добавился еще и голод.

В 1946 году с. Рунгури было переименовано на с. Новомаркивку. (Указ Президиума Верховной Рады УССР от 7. 06. 1946 г. )

В 1950 г. В селе построили новую школу - семилетку.

В 1977 г. Построена средняя школа.

После войны крестьяне платили очень большие налоги: за гектар земли - 400 руб., 250 л. молока, 150 яиц, 60-80 кг мяса, 3 кг шерсти, 1,5 кожи 50 кг зерна, козячу шерсть.

21 мая в 1990 г. Селу Новомаркивка возвращено его название Рунгури ((Указ Президиума Верховной Рады от 21 мая в 1990 г. )

В 1990 году жители с. Рунгури начали строить новую церковь. Так как построена после войны маленькая церковь не вмещала парафиян села (церковь в войну сгорела).

1992 год

2 августа состоялась панихида и освящение креста на месте повстанческой крийвки в урочище Пекупчева. В этот же день был освящен и крест на месте гибели повстанцев Михаила и Ориси из Вербижа. К крестам были возложены живые цветы, венки. На место освящения пришли целыми семьями . Было много людей из Слободы, Печенижина, Вербижа, Коломые и др. сел . После освящения долго раздавались повстанческие песни, которые выполняли женщины верхнего угла с. Рунгури .

19 сентября - Архистратига Михайла Чудотворца - храмный праздник - праздник в Рунгурах . В этот день состоялось освящение новой церкви. На освящение церкви прибыли: владыка - епископ Ириней, гости из Германии, Польши, Рима, Канады. Были присутствующими 18 священников из других парафий . После приветствия владыки все вышли на встречу с парафиянами Печенижина и Слободы.

Потом состоялось освящение церкви. Владыка обратился с благодарностью к парафиянам села. Парафияне поздравили владыку, священников, а также Федька Прокопия - старшего церковного брата, который руководил строением церкви.

20 сентября - освящение креста в урочище Глины эта. Состоялась панихида.

13 октября состоялись свято приурочено 50 -летию УПА, на которое были приглашенные участники УПА - ОУН и им были врученные грамоты.

В селе 4 часовни. Возобновлена часовня, которая была поставлена в честь отмены барщины. На Василия - 14 января 1991 года освящена часовня. На то время в селе проживало 2570 лиц.

1993 год.

13 июня - видкритя и посвящение символической могилы борцам за волю Украины и памятника Т. Г. Шевченко. В освящении участвовали 6 священников.

В открытии символической могилы и памятника Т. Г. Шевченко участвовали представители от районной госадминистрации, члены Руха, представители от разных партий.

1994 год

22 апреля - 50 лет трагедии нашего села. Церковный звон оповестил о начале этого грустного события. После службы Божьей люди нашего села, гостьи пришли к символической могиле борцам за волю Украины. Ученики ставят к могиле гирлянды и живые цветы. Национальные флаги приспущены в скорби.

Священник около могилы отправил панихиду.

После панихиды состоялось вече, на котором выступил председатель сельский Советы Стефорак В. М., голова Коломийськой районного совета М. Наконечный, жители села - очевидцы событий, учительница истории Платановська г. О. и ученики 9 класса.

В заключение этого грустного юбилея ученики исполнили песни - молитвы : "Господи, помилуй нас", "Ой, боже, боже, сжалься на нас".

Об этом событии говорилось по местному радио, писали газеты "Вестник Коломыи", "Галичина", "Молодая Украина".

Написанная книга "Книга памяти".

26 июня - в Рунгурах успешно прошли выборы к местным Советам и в Верховную Раду Украины.

10 июля - повторные выборы, в результате которых было выбрано депутатом в Верховную Раду Лилию Григорьевич.

1994р.

2 мая в селе состоялось массовое празднование 420 годовщины первого письменного упоминания о Рунгури.

На праздник приехали почти все уроженцы села, которые проживают за пределами не только области, но и за пределами Украины. На праздник приехали: заслуженный врач г. Черновцы Супник Д. В., старший секретарь областного радиовещания Андриященко Р. О., член союза писателей Украины Стефак В. Ф. и Федю П. В. На празднике были присутствующие представители района и области.

4 декабря в селе состоялось массовое открытие моста через реку Лючку. Этот мост соединил две части села, ведь трудно было людям во время стихийного бедствия. На открытии были присутствующими: глава райгосадминистрации Живак В. М., начальник областной налоговой милиции Кузенко М. В.

2000 год

"Тепло ладоней и ума и сердца я Украине милой отдаю", - под таким девизом должны жить украинцы. К сожалению, в наше время, во время духовного возрождения не каждый придерживается Божьих заповедей. Ведь неотъемлемой чертой сознательного украинца является его духовное богатство. Именно с этой целью с 30 августа по 2 сентября 2000 года в нашем селе была проведена Святая Миссия. Самыми почетными гостями Святого торжества были миссионеры Василий и Дмитрий которые проповедовали Божью науку. Также монашенки проводили религиозные уроки в школе среди детей. Наверное, каждый человек, который побывал на Святой миссии, взял для себя хоть зерно того добра, милосердия, вежливости. А это зерно прорастет в душах людей и даст плодотворный урожай.

2002 год

14 октября 2002 года в селе Рунгури состоялось открытие и освящение часовенки со статуей Богородици. И это знаменательно - Богородиця, как покровительница и заступница.

Рядом с часовенкой стоит уже целый мемориальный комплекс: памятник Т. Г. Шевченко и памятный знак борцам за волю Украины. Часовенка является третьим элементом сельского мемориала. Она замечательно дополняет весь комплекс.

И еще одно событие состоялось в тот день в Рунгурах. В урочище Пекупчева был освящен построенный крест у подножия горы, где в феврале 1951 года энкаведисты забрасывали гранатами последний бандеровский бункер.

Сегодня из самих бункеров не осталось ничего, кроме небольших яров на крутом склоне, к которым тяжело доступиться.

2004 год

В этом же году в Рунгурах насчитывается 2400 лиц. Территория села занимает площадь 2465 гектаров, в том числе наши леса занимают 1307 гектаров. В пользовании сельских жителей - 889 гектар, из них пашня - 400 гектар.

В селе насчитывается 965 дворов.

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА.

1. Василий Стефаник . Рунгури. Очерки из истории села. Коломыя. 2002 год

2. Грабовський В. Иллюстрированная история Прикарпатья. Второе дополненное издание. Т. 1

3. Грабовець Т. 2 344с.

4. История городов и сел УССР. Ивано-Франковская обл. Киев, 1971 636с.

5. Энциклопедия Коломийщини. - Коломыя. Возраст . 2003 Зшиток 3, буква 3.