КОСЕЛ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Главная - Культура - КОСЕЛ: СТРАНИЦЫ ИСТОРИИ

Косел — районный центр Ивано-Франковской области из 8,9 тыс. жителей (на 1990 г. ), административно-торговая ячейка галицкой Гуцульщини. Лежит у самого подножия Карпат, в долине г. Рибници, притока Пруту, в бассейне Дуная.

Город возник в польсько-литовськой времена в II половине XVI ст. благодаря ценным залежам соли. Еще задолго до того здесь, за четверть мили от села Косел (теперь Старик Косел), существовала соляная баня, в которой из добытой сировици вываривали соль. И село, и баня принадлежали к королевской, то есть государственной собственности, потому административное входили к Снятинського староства и пидчинялися старости — представителю короля. Понятно, что снятинськи старосты, пользуясь своим правом, арендовали косивську баню, беря из нее доход, а около 1560 г. тогдашний староста Генчинський даже учредил при ней городок, назвав его "Рыков". Но вскоре он умер, подданные и слуги Юрия Язловецького, которому досталось в посессию (земельное арендное владение) село Косел, совершили вооруженный наезд на Рыков и разрушили его, а соляную баню взял в свою посессию Язловецький.

Спустя некоторое время городок был возобновлен, но уже под современным названием. В налоговом реестре в 1579 г. рядом с названием "Koszow, villa" (Косел, село) впервые встречаем "Koszow, oppidum" (Косел, городок). В документе Косел выступает как частный городок, владелец которого (сын Юрия Язловецького) Михаил. Очутившись в благородной собственности, оно отделилось от снятинського староства и образовало вместе с четырьмя селами отдельную косивську волость во владении Михаила Язловецького. Во все следующие годы (вплоть до распада польского королевства) Косел оставался частным и передавался от одного владельца к другому путем наследства. Дважды город был сожжен и уничтожен: осенью в 1621 г. — турками, татарами, валахами (подданными империи Османа), а в феврале в 1624 г. — буджацкими татарами. Однако не исчезло, как это часто случается.

Добыча и производство соли требовали занятости большого количества рабочих и ремесленников. Замечательный климат привлекал сюда поселенцев, благодаря чему хорошо развилось садоводство. Заботясь об увеличении прибылей, владельцы Косова поощряли евреев разными привилегиями здесь поселяться, а те успешно занимались торговлей, арендой имений и промышленных заведений (солярня, мельницы, трактиры и др. ), сбором налогов и тому подобное. Да, в центральной части (середмисти) преобладало еврейское население, а на околицах, которые были сначала отдельными селами (Монастырское и Москаливка) жилы преимущественно украинцы. В Косови вместе с его окраинами насчитывалось около 50 процентов украинцев, 35 — евреев и 15 — поляков. Много из них быстро обогащалось. Это, конечно, привлекало внимание опришкив. Они часто нападали на город, в частности под руководством Василия Лунги (1698), Пинти и Пискливого (1704), Баюрака (1750). В приблизительно 1740 г. к благородному двору в Косови подступил Олекса Довбуш и почему-то "посылал ружья к двора", но не нападал. в 1759 г. в связи с активизацией опришкивського движения организована главная стоянка карательного войска против опришкив, которое возглавил Тадеуш Дидушицький, тогдашний владелец Косова, галицкий хорунжий.

При австрийских временах жизнь стала впорядкованишим. Согласно патентам от 1773, 1778 и 1786 гг., направленными на огосударствление соли, косивськи соляные имения, то есть целый городок с близлежащими селами, перешли из частной собственности в государственную. Административное оно несколько лет принадлежало к Червоноруського округа ("циркулу"), впоследствии — к Станиславивського и, наконец, Коломийського. С внедрением в 1867 г. нового уклада Косову предоставили статус уездного города, вследствие чего вся административно-политическая власть была передана уездному управлению — староству, возглавляемому старостой и подчиненной непосредственно галицкой наместнице во Львове. Кроме солевариння, развивались художественные промыслы — резьба, вышивка, ковродельчество, керамика. В 1850 г. основано ткацкое общество, Косел становится центром ткачества. в 1882 г. оно учредило ткацкую школу. В конце XIX ст. начинает развиваться очень перспективная курортная отрасль.

В рамках украинского национального возрождения, которое происходило во всей Галичине, в Косови на изломе XIX — XX ст. значительное влияние имела Украинская Радикальная партия. Одним из основателей ее, рядом с И. Франко и другими деятелями был косивчанин Михаил Павлик. Действовали общества "Сеч", "Воля", "Женское общество", "Просвещение". В июне в 1914 г. создан первый отдел стрилецтва "Кош Сечевых Стрелецов". В начале мировой войны уездная управа УСС набирала добровольцев для борьбы на стороне Австрии. От осени 1914 к началу лета в 1915 г. и от лета 1916 до лета в 1917 г. Косел дважды занимала советская армия, которая при отступлении делала страшные погромы и пиры.

После распада Австро-Венгрии (ноябрь в 1918 г. ) установлена Западно-украинская Народная Республика, которая просуществовала до мая в 1919 г. С 26 мая до конца августа румынскую оккупацию изменила 20-летняя польская. При Польше продолжали развиваться художественные промыслы, в частности, производили продукцию килимарни "Гуцульське искусство", Грунковського, Медведчука, Гильмана, трикотажные Шниберга и Рунда. Особенно увеличился прилив литникив и курортников, годовая посещаемость которых представляла около 3 тысяч лиц, а обслуживала их широкая сеть пансионатов. Расцвет соляной промышленности тормозился, а в 1938 г. солярню окончательно остановлено.

Действовали украинские общества "Беседа", "Союз украинок", "Просвещение", "Луг", "Пласт", "Каменщики", "Возрождения", украинские партии УСРП, нелегально — КПЗУ из прибудивками — комсомолом и МОДР, ячейка подпольной ОУН, польское общество приятелей Гуцульщини, еврейское спортивное общество "Маккаби" и культурное "Мерказ Рухани".