Мой родной край Тернополь


Тернополь — город областного подчинения, административный, экономический и культурный центр Тернопольской области. Расположен на г. Серети (левый приток Днестра). Узел железнодорожных и автомобильных путей. Есть аэропорт. Расстояние от Тернополя в Киев 415 км. Населения на 1 января 1973 года — 106 300 человек.

Местность, где расположенный Тернополь, была заселена издавна. На его околицах сохранилась стоянка времени мезолита, которое существовало здесь 10-9 тысяч лет тома, выявлены остатки поселения трипольской культуры (III тысячелетия к н. е. ) и могильщик VIII — VII ст. к нашей эре.

Первое письменное упоминание о Тернополе приходится на 1540 год. В том году польский король Сигизмунд И дал грамоту краковскому магнату Яну Тарновському на местность Тернопилля в Теребовлянському уезде с условием построить за рекой Серетом крепость. Название «Тернопилля», по-видимому, означало терновое поле. Сооружение крепости началось в 1540 году и закончилось 1548 года возведением высоких каменных стен. Вокруг нее начали оседать люди. В 1548 году город достал магдебургское право, ему были разрешены три ярмарки на год и еженедельные торги.

Владелец получал из города значительные прибыли. Те жители, которые имели во временном, пользовании небольшие земельные наделы, платили налоги хлебом или отрабатывали на барских ланах. Ремесленники и мелкие торговцы за каждый дом платили деньгами. Отдельно приходилось платить за проживание на центральных улицах, за право торговли, пользования барским пивоваренным заводом, лесом. Мещане должны были давать бесплатно тягло, жилье для жолнеров, которые прибывали в город.

В первые десятилетия после возникновения города большинство населения было связано с сельским хозяйством, занималась земледелием и скотоводством, а также охотой и бортництвом. Выгодное расположение Тернополя на торговых путях способствовало быстрому росту ремесла и торговле. Тернопольские купцы поддерживали связи с Россией, а также большим на то время торгово-ремесленным центром — Львовом.

Уже в 1566 году королевское правительство и позволил создать в Тернополе составы для хранения товаров, которые поступали из русских и других земель.

3 развитием ремесла создаются цеховые организации ремесленников. В 1566 году владелец города утвердил устав первого здесь цеха сапожников. Позже, в 1636 году возник цех портных. Цеха были небольшими, в них объединялось по несколько человек. Вступление в. цеха был очень ограничен. Ученики не получали платы, более того, еще вносили определенную сумму за учебу. Подмастерье получал за свою работу малую плату, его рабочий день, как правило, длился 15-16 часов в сутки.

В следующие десятилетия основу экономической жизни города представляли ремесло и торговля. Значительное развитие приобрели гончарство, млинарство, бондарство, возникли кузнечные, слесарные, строительно-керамические мастерские и небольшие пекарни.

После того, как Тернополь стал окружным центром, изменился его вид. В центре были проложены деревянные, а потом каменные тротуары, началось строительство административных домов. Одним из них было двухэтажное здание магистрата, построенное в 1809 году.

С развитием капиталистических отношений в первой половишь XIX ст. в городе появились первые небольшие предприятия мануфактурного типа — слесарни, кузнечные, сапожные, портняжные и переработки сельскохозяйственной продукции. Действовали кожаное, кирпичное, табачное предприятия. Количество рабочих на них были небольшими, работали они за свободным наймом. Это были выходцы из окружающих сел, отпущенные шляхтой на оброк. Цеховое ремесло тогда в городе почти пришедший в упадок. Значительное количество жителей города не порывали с сельским хозяйством. Кроме земледелия, занимались животноводством и пчеловодством. Те, кто держал пасеки, отдавали феодалу десятую часть меда.

С марта 1810 до августа 1815 года Тернополь был административным центром земель, которые за Шенбрунським перемирием между Францией и Россией отошли в Россию. Это имело прогрессивное значение для Тернополя. Пребывание его в составе Русского государства кое-что облегчило экономическое и политическое положение населения. Ограничивалось своеволие иезуитов, которые имели здесь сильные позиции. Развернулось некоторое гражданское строительство, был отстроен старый замок, упорядочены улицы. После вторжения армии Наполеона в Россию Тернополь был объявлен на военном положении. Население города помогало русской администрации охранять его, поддерживать надлежащий порядок на государственной границе, которая проходила вблизи Тернополя. После реформы 1848 года Тернополь все больше втягивался в капиталистическое развитие. Росту экономики значительно способствовало строительство железных дорог. Особенно большое значение малая линия Львов — Пидволочиськ через Тернополь, которая вступила в строй в 1870 году. В этом же году завершено строительство вокзала. Это была первая железнодорожная магистраль на Тернопольщине. В конце XIX ст. железнодорожный путь соединил его из Бережанами. В 1906 году проложили железную дорогу от Тернополя к Збаража. В то же время строили и шоссейные пути. в 1895 году Тернополь был соединен шоссе из Теребовлею, Збаражем, Пидволочиськом. В начале XX ст. в городе действовали, кроме упомянутых предприятий, электростанция, построенная в 1900 году, спиртовой завод на Загребелли и фабрика сыра. Все предприятия были мелкими.





Вернуться назад