Мировоззренческие представления украинского народа


Духовная культура украинцев сложилась под влиянием двух главных факторов: основных занятий населения (прежде всего земледелия) и религиозных верований. Большинство украинцев были православными христианами. В Западной и Правобережной Украине часть населения принадлежала к греко-католической конфессии, которая возникла вследствие Брестской (Берестейськой) церковной унии в 1596 г.

На бытовом уровне религия народных масс представляла собой объединение христианских идей с языческими верованиями и представлениями. В сознании украинского крестьянина вера у единого Бог употреблялась с разнообразными поверьями о чортив, упырей, домовых, русалок и другую “нечистую силу”, евангельские заповеди - с верованиями в магию, колдовство, гадание и т.п.. Образы христианских богов отождествлялись с языческими, например, Илья Пророк - с громовержцем Перуном, святые Георгий и Власий - с заместителем скота Велесом и т.д. К народному быту вошли церковные молитвенные формулы, близкие к магическому заклинанию, а в роли магических предметов использовались некоторые предметы церковного культа. Фольклор наполнился именами Христоса, Богородицы, святих.

Остановимся детальнее на народных представлениях о русалках и ведьмах - исключительно интересной теме в украинской демонологии. Не случайно именно эти образы вошли в украинскую художественную литературу (довольно припомнить хотя бы “Лiсову пiсню” Л. Украинки или “Майську ночь” и “Вечера на хуторе близ Диканьки” М. В. Гоголя).

Русалками (или мавками) обычно становятся души утопленниц, самоубийц, детей, которые родились мертвыми или умерли к крещению. Существовало три основных разновидности русалок - полевые, лесные и водные, что отличались внешним видом и привычками.

Водяные русалки чрезвычайно красивые, с длинным распущенным волосами. Они любят водить хороводы при месяце. Лесные мавки, считают, полюбляють забавлять, качаясь на верхушках деревьев или устраивая шумные потасовки. Они очень похожие на людей, но они отсутствует спина. Русалок считали нечистой силой, которую надо было бояться и задабривать, так как они могли наслать град, бурю, потоптать пшеницу и т.п.. Тех, кто не в добрый час попадался им к рукам, русалке могли утопить, защекотать к смерти, принудить выполнять свои прихоти. Наиболее активными русалки были в тройцький неделю, особенно в четверг. Чтобы уберечь себя от них, люди вся неделя не работали, употребляли разные обереги: носили с собой полынь, клали на окна крапиву и т.п..

В отличие от русалок, ведьмы - представительницы земного мира, которые вступили у общение с потусторонними силами. В народе верили, что ведьмы за природой бывают двух видов. Врожденные появлялись на мир за заклятием. Седьмая дочь в семье также могла родиться ведьмой. Наученные же ведьмы постигали науку видьомства сознательно, с помощью колдовскых обрядов и испытаний. Извне они - очень эффектные женщины, часто вдовицы (яркий пример - гоголевская Солоха). Считалось, что ведьмы не едят мяса, обожествляют вареники с сыром (поэтому могут красть начинку из чужих вареников). Традиционным местом сбора ведьм в Украине была Лысая гора под Киевом, куда ведьмы слетались сидя на помоле, кочерге или пранику (валкую для стирки). Согласно традиционным представлениям ведьмы могли “поделать”, напустить болезнь, причину на скот и людей, но при этом способные были заказать боль, одпойти травами. Перевернувшись через встромлений в землю чем и выговорив нужное заклинание, ведьмы превращались в разнообразнейший существа или предметы (клубок нитей, шмат полотна, бесхвостая сорока и т.п.). В каждом сели, как правило, были женщины, которых подозревали в связях с нечистой силой, поэтому существовал огромный арсенал средств для их выявления. Так, чтобы проявить, кто крадет молоко у коров, надо было на Страстной неделе перед Пасхой изготовить специальную осиновую табуреточку и взять ее с собой к церкви. Если во время службы встать на нее и посмотреть вокруг, то у ведьмы над главой будет находиться подойник.

Определенным отображением этих верований, перенесением их в повседневную жизнь было убеждение в существовании так называемых “характерникив” - казаков-волшебников, которых не брали ни огонь, ни вода, ни сабля, ни обычный шар (кроме серебряной). Им приписывалась способность отпирать замки без ключей, переправляться через реки на кошме, брать голыми руками раскаленные ядра, видеть на несколько слоев вокруг себя, жить на дне реки, “перебрасываться” на котов, собак и т.п., превращать людей в кусте, всадников на птиц и т.п..

***

Народная культура сыграла особую роль в украинской истории. Именно благодаря ней в условиях продолжительного отсутствия национальной государственности (особенно в XVIII ст. ) была сохранена наследственность украинской культурной традиции. Много упомянутых обычаев и обрядов украинцы сохранили к сегодня. Индустриальное общество, урбанизация нивелируют традиционные национальные и реґиональни особенности культуры. И в этих условиях очень важно тщательно сохранять, изучать и популяризировать накопленные многими поколениями знания, традиции. Ведь без прошлого нет будущего.





Вернуться назад