Идеи Просвещения в искусстве

Главная - Культура - Идеи Просвещения в искусстве

Просвещение - это цивилизацийно-культурна течение периода перехода от традиционного до индустриального общества. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего состояния (мещан и крестьян); установление "царства ума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданскому равенству; ставили цель распространения знаний: дать народа образование и "просветить" монархив относительно содержания "истинного" человеческого общества. Тем самым новейшие постулаты послужили причиной надлома старой феодальной организации.

Развитие европейского искусства в период Просвещения - сложный и неравномерный. У лишенной национального единства Италии высочайшие художественные достижения связанные с венецианской школой. В Франции прослидковуеться эволюция от рококо до искусства программно-гражданской нравственности. В искусстве Англии уже зарождались характерные особенности реализма развитого буржуазного общества. Молодой Гойя в Испании всем своим творчеством, в сущности, готовил романтизм следующего столетия. Ценнейшим наследством XVIII ст. стали заложенные в нем основы эстетики и искусствоведения как в самом деле научной дисциплины, развитие которой тесно связанный с успехами философии.

Просветители провозгласили целью искусства подражать природе, но природу упорядоченную, усовершенствованную (Дидро, А. Поп), очищенную умом от губительного влияния рукотворной цивилизации, созданной абсолютистским режимом, общественной неровностью, бездельем, роскошью. Рационализм философсько-естетичной мысли XVIII ст. , однако, не удручал свежести и искренности чувства, но порождал направленность к пропорциональности, изысканности, гармоническому совершенству художественных явлений искусства, начиная из архитектурных ансамблей и заканчивая прикладным искусством. Просветители придавали огромное значение в жизни и искусстве чувству - ячейки найблагородниших порываний человечества, чувству, которое стремится целенаправленного действия, чувству, способному возродить настоящие добродетели "натурального человека", которая руководствуется законами природы.

Острая наблюдательность, утонченная культура мысли и чувства характерные для всех художественных жанров XVIII ст. Художники стремились зафиксировать разнообразные в оттенках, будничные, жизненные ситуации. Самобытные индивидуальные образы тяготели к интересным рассказам и феерической видовищности, острых конфликтных действий, драматических интриг и комедийно построенных фабул, утонченного гротеска, буффонады, грациозных пасторалей, галантных празднований.

Новые проблемы явились и в архитектуре. Уменьшилось значение церковного строительства, выросшая роль светской архитектуры, привлекательно простой, обновленной, лишенной чрезмерной импозантности. В некоторых странах решались проблемы планирования городов будущего. Рождались архитектурные утопии: графические архитектурные пейзажи Д. Б. Пира-нези, так называемая бумажная архитектура.

Узвичаювалися городские ансамбли общественных сооружений и тип частного, интимного жилого дома. Вместе с тем в искусстве XVIII ст. , сравнительно с предыдущими эпохами, стали меньшими синтетическое восприятие и полнота охвата жизни. Поднималась бывшая связь монументальной живописи и скульптуры с архитектурой, в них усилились черты станковизму и декоративности. Предметом особого культа стало искусство быта, декоративных форм. Рядом с тем выросшее взаимодействие и взаимообогащения разных видов искусства. Достижение, приобретенные одним видом искусства, свободнее использовались другими. Так, был довольно плодотворным влияние театра на живопись и музыку.

Искусство XVIII ст. прошло два этапа. Первый_про-довжувався до 1740-1760 гг. Он характеризуется видоизменением поздних форм бароко в декоративный стиль рококо. Своеобразность искусства первой половины XVIII ст. - в объединении остроумного и насмешливого скептицизма и изысканности. Это искусство, с одной стороны, утонченное, анализирует нюансы чувств и настроил, направленное к грациозной интимности, сдержанному лиризму, с другой стороны, тяготеет к "философии наслаждений", к сказочным образам Востока- арабов (шейхов), китайцев (колдунов), персов (фокусников). Одновременно с рококо развивалось реалистическое направление. У некоторых мастеров он приобрел гостровикривального характера (У. Хогарт). Открыто выступала борьба художественных направлений внутри национальных школ. Второй этап связан с плюрализмом эстетичных идеалов, их конкуренцией, состязательностью, за плечами которых стояли разные культурно-политические позиции государственных учреждений и народных традиций.

Життестверджувальний классицизм противопоставлял декоративности рококо естественную простоту, субъективному произволу страстей - познание закономерностей реального мира, чувство меры, благородство мыслей и вчинкив.

Одновременно с классицизмом, и испытывая его влияния, продолжал функционировать реалистическое направление, в котором художники старались обобщать жизненные явления. Во второй половине XVIII ст. в искусстве зародился сентиментализм с его культом чувства и страстного поклонения всему простому, наивному, искреннему. Возник и связанный с ним передромантичний направление в искусстве, пробудился интерес к средневековью и народным формам искусства. Все эти направления и идеи нашли проявление в разных видах искусства - архитектуре, живописи, скульптуре, музыканту.