Иоганн Себастьян Бах


Иоганн Себастьян Бах (1685-1750)

Родился 31 марта 1685 года в Ейзенахе, маленькому глухому городку Тюрингий. Батькивщина Лютера, арена революционной деятельности Томаса Мюнцера, Тюрингия была центром наиболее ожесточенных битв восставших крестьян и плебеев с феодалами. После Тридцатилетней войны, опустошенная и убогая, она превратилась в глухую и сонную провинцию. И все же отзвуки и воспоминания о давно прошлых славных событиях, несомненно, жили в народе. Но понадобилось много времени и могучий гений, чтобы обиды прошлого, которые воскресились, равно как и виденье далекого будущего, нашли художественное воплощение в искусстве Иоганна Себастьяна Баха.

Творчество Баха, почти неизвестна при жизни, надолго была забыта после его смерти. Прошло много времени, прежде чем оказалось возможным по-настоящему оценить наследство, оставленное наибольшим композитором.

Моцарт и Бетховен первые сумели распознать его истинное значение. Когда Моцарт, уже автор «Свадьбы Фигаро» и «Донжуана», познакомился из раньше неизвестными ему баховськими произведениями, он воскликнул: «Здесь есть почему поучиться»!.

Из XIX век начинается медленное возрождение творчества Баха. В 1802 году появилась первая биография композитора, написанная немецким историком Форкелем; богатым и интересным материалом она привлекла некоторое внимание к жизни и личности Баха. Благодаря деятельной пропаганде Мендельсона, Шумана, Листа, музыка Баха стала постепенно проникать в более широкую сферу. В 1850 году образовалось Баховське общество, которое поставило своей целью отыскать и собрать весь рукописный материал, который принадлежал большому музыканту, и выдать его в виде полного собрания произведений. С 30-х годов XIX века творчество Баха понемногу внедряется в музыкальную жизнь, звучит из эстрады, входит в учебный репертуар. Но в толковании и оценке музыки Баха было много противоречивых мыслей. Некоторые историки характеризовали Баха как абстрактного мыслителя, который оперирует отвернутыми музыкально-математическими формулами, другие видели в нем отчужденного от жизни мистика или правовирного благомислячого церковного музыканта.

Особенно негативным для понимания действительного содержания музыки Баха было отношение к ней как к колодцу полифоничных «премудростей». Практически подобная точка зрения возводила творчество Баха на положение пособия для тех, которые изучают многоголосие.

Неизмеримая глубина образов баховськой музыки. Каждый из них способен вместить целую повесть, поэму, историю; в каждом воплощены значительные явления, которые в равной степени могут быть развернутые в грандиозные музыкальные полотна или сконцентрированы в лаконичной миниатюре.

Многообразие жизни в ее прошлом, настоящем и будущем, все, что может почувствовать вдохновенный поэт, над чем может размышлять мыслитель и философ, содержится во всеобъемлющем искусстве Баха. Огромный творческий диапазон допускал одновременную работу над произведениями разных масштабов, жанров, форм.

Эмоциональная и философская суть музыки Баха в самой глубокой человечности, в самозабвенной любви к людям. Он сочувствует человеку в горе, разделяет с ней радости, сочувствует стремлению к правде и справедливости. В своем искусстве Бах показывает именно благородное и прекрасное, что таится в человеке; пафосом этичной идеи выполнено его творчество.

Не в активной борьбе и не в героических подвигах изображает Бах своего героя. Сквозь душевные переживания, размышления, чувства отображено его отношение к действительности, к окружающему миру. Бах не идет от реальной жизни. Именно правда действительности, тяготы, которые зазнаются немецким народом, рождали обиды потрясающего трагизма; недаром тема страдания проходит через всю баховську музыку. Темы ликования, захваченного вдохновения переплетаются с темами страдания, отображая действительность в ее контрастном единстве.

Бах ровно большой в выражении простых человеческих чувств и в передаче глубин народной мудрости, в высокой трагедийности и в раскрытии общей целенаправленности к миру.

Для искусства Баха характерное тесное взаимодействие и связь всех его сфер. Общность образного содержания роднит народные эпопеи пасионив с миниатюрами «Хорошо темперированого клавиру», величественные фрески минорной мессы с сюитами для скрипки или клавесина.

У Баха нет принципиальной разницы между духовной и светской музыкой. Общим является характер музыкальных образов, средства воплощения, приемы развития. Не случайно Бах с такой легкостью переносил из светских произведений в духовные не только отдельные темы, большие эпизоды, но даже целые законченные номера, не изменяя при этом ни плана композиции, ни характера музыки. Темы страдания и скорби, философские размышления, невитиеватое крестьянское веселье можно встретить в кантатах и ораториях, в органных фантазиях и фугах, в клавирних или скрипичных сюитах.

Не принадлежностью произведения к духовному или светскому жанру определяется его значение. Небыстротечная ценность творений Баха в возвышенности идей, в глубоком этичном значении, которое он вкладывает в любое произведение, будь оно светское или духовное, в красоте и редком совершенстве форм. Жизненностью, немеркнущей этичной чистотой и могучей силой баховська творчество обязано народному искусству. Традиции народного песенного творчества и музицировання Бах унаследовал от огромного количества поколений музыкантов, они оседали в его сознании и через непосредственное восприятие живых музыкальных обычаев. Наконец, пристальное изучение памятников народного музыкального искусства дополнило знание Баха. Таким памятником и одновременно неисчерпаемым творческим источником был для него протестантский хорал.

Народные напевы, преобразованные в хоралы, все же оставались мелодиями народными, и сборники протестантских хоралов оказались хранилищем и казной народных песен. Бах вытягивал из этих старинных сборников самый богатый мелодичный материал; он вернул хоральным мелодиям эмоциональное содержание и дух протестантских гимнов времен Реформации, вернул музыке хорала ее бывшее значение, то есть воскресил хорал как форму выражения мыслей и чувств народа.

Хорал далеко не единственный вид музыкальных связей Баха с народным искусством. Сильнейшим и наиболее плодотворным было влияние жанрово-бытовой музыки в разных ее формах. В многочисленных инструментальных сюитах и других пьесах Бах не только воссоздает обиды бытовой музыки; он по-новому разрабатывает многие из тех, которые устоялись преимущественно в городском быту жанров и создает возможности их дальнейшего развития.

Заимствованные из народной музыки формы, песенные и танцевальные мелодии можно встретить в любых произведениях Баха. Не говоря уже о светской музыке, он широко и разнообразно ими пользуется в своих духовных произведениях: в кантатах, ораториях, пасионах, минорной мессе.

Творческое наследство Баха почти необъятно. Даже то, которое уцелело, вычисляется многими сотнями названий. Известно также, что большое количество баховських произведений оказались бесповоротно затерянным. Из трехсот кантат, которые принадлежали Баху, приблизительно сто исчезли бесследно. Из пяти пасинив сохранились «Страсти по Иоанну», «Страсти по Матфею».

Бах начал складывать сравнительно поздно. Первые из известных нам произведений были написаны приблизительно в двадцатилетнем возрасте; несомненно, что опыт практической работы, самостоятельно приобретенные теоретические знания сделали большое дело, поскольку уже в ранних баховських произведениях чувствуется уверенность, смелость мысли и творческого искания. Путь к расцвету был недлинным. Для Баха-органиста он наступил ранее всего в области органной музыки, то есть в веймарський период. Но наиболее полно и всесторонне раскрылся гений композитора в Лейпциге.

Бах уделял ровное внимание всем музыкальным жанрам. С поражающей ретивостью и волей к совершенствованию он добивался для каждого произведения порознь кристаллической чистоты стиля, классической слаженности всех элементов целого.

Никогда он не уставал переделывать и «подправлять» написанное, его не останавливал ни объем, ни масштаб произведения.

Наибольший новатор и основоположник ряда новых жанров, Бах никогда не писал опер и даже не делал до того попыток. Однако драматический оперный стиль Бах воплотил широко и многосторонне. Прообраз подведенных, патетически-скорбных или героических тем Баха можно найти в драматических оперных монологах, в интонациях оперных lamento, в пышной героике французского оперного театра.

В вокальных произведениях Бах свободно пользуется всеми формами сольного пения, выработанными оперной практикой, разными видами арий, речитативов. Он не избегает вокальных ансамблей, вводит интересный прием - соревнование между сологолосом и инструментом.

В некоторых произведениях, как, например, в «Страстях по Матфею», основные принципы оперной драматургии (связь музыки и драмы, непрерывность музыкально-драматического развития) воплощены более последовательно, чем в современной Баху итальянской опере. Не раз приходилось Баху выслушивать упреки в театральности культовых произведений.

От подобных «обвинений» Баха не спасали ни традиционных евангельских сюжетов, ни духовных текстов, установленных на музыку. В очень явном противоречии с ортодоксальными церковными правилами находилась трактовка привычных образов, а содержание и светский характер музыки нарушали представление о цели и назначении музыки в церкви.

Серьезность мысли, способность к глубоким философским обобщениям жизненных явлений, умения концентрировать сложный материал в сжатых музыкальных обидах с необычной силой оказались в музыке Баха. Эти свойства обусловили потребность в длительном развитии музыкальной идеи, повлекли стремление к последовательному и полному раскрытию многозначного содержания музыкального образа. Бах нашел общие и естественные законы трогающегося музыкальной мысли, показал закономерность роста музыкального образа. Он первый выявил и использовал важнейшее свойство полифоничной музыки : динамику и логику процесса развертывания мелодичных линий. Своеобразным симфонизмом насыщены произведения Баха. Бах был не только наибольшим полифонистом, но и выдающимся гармонистом. Есть достаточно большое количество баховських произведений, в которых преобладает гомофонный состав, где формы и средства полифонии почти не используются. Странная порою в них смелость аккордово-гармоничних последовательностей, и особенная выразительность гармонии, которая воспринимается как далекое предвидение гармонического мышления музыкантов XIX века. Даже в сугубо полифоничних построениях Баха их линеарнисть не мешает ощущению гармонической полноты.

Чувство динамики тональности, тональных связей также было новым для времени Баха. Ладотональний развитие, ладотональне трогается один из важнейших факторов и основа формы многих баховських произведений. Найдены ладотональни соотношение и связки оказались предвидением подобных же закономерностей в сонатных формах венських классиков.

Для Баха полифония была не только средством выражения музыкальных мыслей : Бах был настоящим поэтом полифонии, поэтом, совершенным и единственным в своем роде, что возрождение этого стиля оказалось возможным лишь в абсолютно других условиях и на другой основе.

Полифония Баха это прежде всего мелодия, ее трогается, ее развитие, это самостоятельная жизнь каждого мелодичного голоса и сплетение многих голосов в оживленную звуковую ткань, в которой положение одного голоса предопределено положением другого.

В последние годы жизни Бах-художник все больше идет у себя и, погружаясь в недоступный для окружающих мир отвернутых музыкально-философских идей, стремится как бы отгородиться от жестокой действительности. Но и его искусство тех лет, недосягаемое по мастерству, теряет часть тепла и человечности, которые раньше к краям наполняли сами углубленные и философски-обобщенные музыкальные обиды.

Смерть Баха, которая пришла 28 июля 1750 года, не вызывала сколько-нибудь заметного отзыва. В наши дни надмогильный плита в церкви св. Фоми, куда были перенесенные останки великого композитора, место постоянного паломничества огромного числа людей, которые склоняются перед могучим гением Баха.

ВОЛЬФГАНГ АМАДЕЙ МОЦАРТ (1756-1791)

Вольфганг Амадей Моцарт родился 27 января 1756 года в городе Зальцбург. Зальцбург, расположенный в районе Альп, являл собой в то время столицу маленького княжества, в главе которого стоял зальцбургський архиепископ, который сочетал духовную и светскую власть. Родился Моцарт в семье большого музыканта. Отец его, Леопольд Моцарт, родом из немецкого города Аугсбурга, был скрипачом, органистом, педагогом и композитором.

Моцарт принадлежит к наибольшим гениям мирового музыкального искусства. Его творчество глубоко гуманистическое. Страстная любовь к жизни и к человеку, неисчерпаемая вера в торжество светлых идеалов, богатство духовного мира - такие основы мироощущения Моцарта, которые нашли отображение в его музыке. Творчество Моцарта было высшим выражением прогрессивных достижении музыкальной культуры его времени.

Творчество Моцарта поражает своей многогранностью. Невзирая на короткую жизнь (Моцарт прожил неполные тридцать шесть лет), он создал огромное количество произведений во всех жанрах, которые существовали в его эпоху и формах. Его симфонии, квартеты, трио, сонаты, концерты, оперы, произведения для хора с оркестром (особенно знаменитый Реквием) одинаково значительные и до сих пор глубоко влияют на слушателей.

Важнейшей особенностью художественного вида Моцарта является широта и многогранность его национально-культурных связей. Моцарт - представитель венськой классической школы XVIII века, которая в его лице нашла свое высшее выражение. Моцарт из раннего детства начал посещать разные европейские страны. Пребывание Моцарта в Италии, Франции, Германии отразилось на его творчестве. При прочном и ясном австрийском музыкальном основании, которое сама по себе является многонациональным, Моцарт воспринял то, что он слышал, видел, наблюдал в других странах. Да, в мелодике Моцарта много итальянских влияний. Можно услышать в ней и тонкие связи с французской музыкой, со славянскими музыкальными культурами.

Но все это в музыке Моцарта стало «своим», вошло у нее как органическая, неотъемлемая часть. Все, что было жизненно и надо, Моцарт переделал, создав свой неповторимо своеобразный творческий стиль. Музыка Моцарта выявляет огромное количество связей с разными национальными культурами, однако она принадлежит национальной венському почве и носит печать творческой индивидуальности великого композитора.

Моцарт создал музыку, которая являет собой новый и исторически более зрелый этап в развитии музыкального искусства.

Для творчества Моцарта характерные жанровая многогранность, органическое сочетание австрийской народно-национальной основы музыки с особенностями других национальных музыкальных культур (больше всего итальянской), единство глубокого идейного содержания и совершенной художественной формы. Австрийская народная песенность - основа музыки Моцарта. Музыка Моцарта, как и Гайдна, своим корнем идет в австрийскую народную песенность; но у Моцарта эти связи с народнопесенными источниками более сложны и более тонки. Произведения Моцарта отличаются душевной чуткостью, поэтичностью.

Моцарт - один из наибольших мелодистов. Простые, мелодии Моцарта, что легко запоминаются, что сочетают черты австрийской и немецкой народной песенности и танцювальности с напевностью итальянской оперной кантилены, отличаются богатством внутреннего содержания.

Но в музыке Моцарта часто встречаются и мелодии мужественного характера, насыщенные большим драматическим пафосом. Источник мелодичного вдохновения Моцарта неисчерпаем.

Большое значение в музыке Моцарта имеет полифония, которая развивает некоторые стороны баховськой полифонии, но на основе новых стилистических принципов венськой классической школы, с господством в ней гомофонно-гармонического типа мышления. Тема любой баховськой фуги сама в себе таит необходимость полифоничного, имитационного развития. Тема Моцарта (в его симфониях, квартетах, сонатах) преимущественно гомофонная по своей природе и являет собой мелодичную основу музыки гомофонно-гармонического состава. Но в процессе развития тематического материала (преимущественно в сонатно-симфонических разработках) Моцарт широко пользуется и полифоничными приемами.

Гармония Моцарта еще больше оттеняет выразительность и красоту мелодичного образа. Как это было свойственно всей музыке XVIII век, они основаны на взаимосвязи главных функций : тоника, субдоминанты и доминанты. Но эти функции используются в музыке Моцарта разнообразно - с употреблением побочных уровней строя, внутритональних отклонений, сложных для своего времени модуляций. Смелые модуляции и далекие тональные сопоставления в музыке Моцарта неоднократно приводили в смущение его современников и казались им музыкальной дерзкостью. При этом гармоническое новаторство Моцарта нигде не сопровождается разрушением основ мажорного или минорного строя; напротив, оно обогащает строй, расширяет его выразительные возможности. Но и сама простая гармония, основанная на функциях I, IV, V уровней, кажутся в творчестве Моцарта свежими и получают новую жизнь благодаря красивым и утонченным мелодиям.

Красота музыки Моцарта в огромной мере связана с фактурой его произведений, всегда ясной, прозрачной, тонкой. Безукоризненность и чистота голосоведения, совершенство формы, каждая деталь которого глубоко содержательна, - все эти свойства музыки Моцарта, наравне с ее высоким артистизмом и поэтической одухотворенностью, добавляют ей чарующую силу.

Моцарт писал оперы в течение всей жизни, начиная с одиннадцатилетнего возраста. Но высшие его достижения в области оперного творчества относятся до последнего десятилетия (1782-1791). Моцарт писал оперы разных типов и жанров : зингшпили («Похищение из сераля», «Волшебная флейта»), оперы buffa («Свадьба Фигаро», «Так поступают все»), оперы зепа («Идоменей», «Милосердие Тита»). «Донжуан», что сочетают в себе особенности музыкальной трагедии и комедии, не сводится ни к одному из этих типов.

Перу Моцарта принадлежит огромное количество произведений во всех жанрах инструментальной музыки : симфонии, серенады, дивертисменты, струнные дуэты, трио, квартеты, квинтеты, фортепиани трио, ансамбли с участием духовых инструментов, скрипичные и фортепиани сонаты, фантазии, вариации, рондо, сонаты и вариации для фортепиано в четыре руки и для двух фортепиано, концерты с сопровождением оркестра для разных инструментов (фортепиано, скрипки, флейты, кларнета, валторны, флейты и арф), марши и танцы для оркестра.

В течение своей короткой жизни Моцарт работал одновременно над операми и инструментальными произведениями, отсюда - глубокое родство и общность между его оперной и инструментальной музыкой. Оперы Моцарта обогащаются приемами симфонического развития, в то время как в инструментальную музыку он вносит напевность оперной арии, насыщает ее драматической конфликтностью. Но это никоим образом не ведет к нивелировке или к смещению разных жанров, напротив, каждый жанр хранит специфические, именно ему свойственные особенности.

Среди жанров симфонической музыки Моцарта важное место принадлежит его концертам для разных инструментов с оркестром (для фортепиано, скрипки, духовых инструментов).

По-видимому, не было почти ни одного инструмента, который играл в ту эпоху самостоятельную роль в сольной концертно-виртуозной практике, для которого Моцарт не писал бы концертов. Во всех случаях он чрезвычайно развивал и обогащал виртуозные и выразительные возможности данного инструмента.

Камерно-инструментальное творчество Моцарта представлено разнообразными ансамблями (от дуэтов к квинтетам, с участием фортепиано и без него, для одних струнных и струнных с духовыми инструментами). Умер Моцарт в ночь из 4-го на 5-ое декабря 1791 года (на тридцать шестом году жизни). За несколько часов до смерти он напевал песенку Папагено «Известен всем я птицелов» из «Волшебной флейты». Причина смерти Моцарта до сих пор является предметом споров. Знаменитая легенда об отравлении Моцарта композитором Сальери, который, действительно, завидовал гению Моцарта, и сейчас поддерживается некоторыми музыковедами. Но документальные доказательства этой версии отсутствуют, она основывается лишь на устных данных, в частности на том, что вроде бы сам Сальери, умирая, находясь уже в состоянии психического расстройства, сознался в убийстве Моцарта. Все это еще не дает научных оснований для подтверждения страшного преступления. . Поэтому многими музыковедами факт отравления Моцарта отрицается.

Похороны Моцарта проходили при трагических обстоятельствах. Из-за отсутствия материальных средств в его семье, что осиротелая великий композитор был похоронен не в отдельной, а в общей могиле. Точное место его захоронения до сих пор неизвестно. В день похорон разыгралось ненастье, и никто из родных и близких покойника не дошел до кладбища. Убитая горем вдова Моцарта Констанца не в состоянии была выйти на улицу. Так тихо, незаметно был похоронен большой гений, музыка которого доставляет столько художественных наслаждений человечеству.





Вернуться назад