Эстетика Киевской Руси


Если в религиозных произведениях греческие влияния полностью доминировали, то в летописях они были менее заметными. Ранние киевские летописи, созданные преимущественно монахами и проникнуты христианским мироощущением, характеризовались реализмом и богатством подробностей. У них воссоздавались и главные проблемы суток — такие как княжеские дрязги, борьба с кочевниками,— и подробности отдельных событий. Важнейшей из них является летопись, известная под названием «Повесть временних лет». Его связывают с именами монахов Нестора и Сильвестра, которые сложили летопись в 11 ИЗ-1116 гг. Занималось литературным творчеством и представители светской верхушки. Невзирая на постоянную занятость политическими делами, написал свое трогательное и преисполненное размышлений «Наставления» князь Владимир Мономах. Есть основания допускать, что анонимный автор самого замечательного поэтического произведения Киевских суток — «Слова о полку Игоревим» ( 1185-1 187) также принадлежал к княжескому двору. Все его сказание о неудачном походе на кочови-

Танец. Изображение на черниговской чаше XII ст.

кив мелкого русского князя проникнута страстным призывом к враждующим русским князьям объединиться ради общего блага. Применив ритмизований стих, яркие обиды, богатый язык, удивительные за своей уособленистю картины природы, автор создал настоящий литературный шедевр.

Но при всем богатстве экспрессии письменные источники оставались недоступными для необразованного люда Киева. Казной народной мудрости и творческого духа служили для него песни, поговорки, загадки, сказки и особенно устный эпос, или былины. Из уст в уста, от поколения к поколению пересказывались былины, в которых рассказывалось о подвигах таких популярных народных персонажей, как веселый крестьянский сын Илья Муромець, сообразительный сын священника Алеша Попович и сын боярина Добрыня Микитич; все трое — члены мифической жены князя Владимира. Подобно рыцарям Круглого Стола короля Артура эти восточнославянские витязи оставили Владимиров двор и отправились на борьбу с силами зла. Часто среди их врагов были половецкие Тугоркан, что умел превращаться в змея Тугарина и символизировал в народном сознании постоянную угрозу из степи, или же это был Жидовин, присутствие которого в эпохе, достоверно, является отголоском народной памяти о длительной борьбе с хозарами, которые исповедовали иудаизм. Все эти сказания были преисполнены тайн и колдовства, а христианские ценности часто переплетались в них с остатками языческого прошлого. Среди ученых бытуют разные мысли относительно уровня и распространения образования в Киевской Руси. Не подлежит сомнению, что представители знати получали образование. В летописи сообщается, что в 988 г. князь Владимир приказал отдать в учебу боярских детей, а его сын Ярослав учредил в Новгороде школу для 300 мальчиков аристократического происхождения. В Киеве центром этой деятельности стала Св. София. В 1037 г. на поприще собора содержались школа и библиотека. Киево-печерская лавра также имела библиотеку, а некоторые ее монахи славились своей образованностью, что в те времена преимущественно означало добрую осведомленность с религиозными текстами. Среди князей наука также была в почете. Известно, каким книголюбом был Ярослав Мудрый; его сын Всеволод владел пятью языками, грамотной была и дочь Анна. Когда она стала королевой Франции, это необычное для женщины тех времен достижения отличало ее от большинства женщин французского двора. Однако сложнее ответить на вопрос о распространенности образования среди простого люда. Некоторые ученые считают, что найденные в Новгороде азбуки на бересте для школьников и настенные надписи в Св. Софий являются свидетельством доступности образования и для низших слоев, но многие другие специалисты доказывают, что образование вообще и осведомленность с византийско-христианской культурой в частности были в основном привилегиями мирской и церковной элиты, а следовательно оставались недосягаемыми для масс.

Архитектура городов и сел Киевской Руси представлена в первую очередь деревянными сооружениями. Археологические исследования выявили многочисленные остатки срубных зданий. Отдельные из них — настоящие шедевры народной архитектуры. Такими, очевидно, были дома состоятельных слоев населения, упоминавшиеся в письменных источниках под названием "хоромы". В крупных городах княжеско-боярские и купеческие "хоромы" имели два и больше этажи. Жилье бедноты — однокамерные дома площадью до 20 м2. Из дерева возводились укрепления древнерусских городов — клети, заборола, башни, а также церкви, храмы. Свидетельство летописи о 600 киевских храмах, уничтоженных пожаром в 1124 г., подтверждают это. Контакты с византийской культурой обусловили возникновение монументальной каменной архитектуры. Долгое время считалось, что первым каменным сооружением была Десятинная церковь (989-996 гг. ). Однако анализ данных о дворцах княгини Ольги, а также открытиях монументального ротондоподибной здания в центре самого давнего киевского дитинця, что старше Десятинной церкви, по крайней мере, на 50 лет, существенно корректирует эту мысль. Первые каменные здания на Руси появились под руководством византийских мастеров. Да, Десятинная церковь принадлежала к крестово-купольным византийского типа храмов. По завершению строительства церковь украшали иконами, драгоценной посудой, крестами, которые Владимир вывез из Херсонеса и унаследовал как приданое за принцессой Анною. Пол был изложен майоликовыми плитами и мозаикой, стены расписаны фресками и украшены мозаичными панно. В прикрасу Десятинной церкви положен много мрамора, что дало основания современникам называть ее "Мраморяною". Первый каменный храм Киевской Руси стал последним оплотом героических защитников Киева от ордынцев в декабрьские дни в 1240 г. Летописец сообщил, что из-за большого количества киевлян, которые собрались на хорах, обвалился свод, похоронив всех, кто искал спасения от татаро-монголов.





Вернуться назад