готический — ХИИИ-XIV века


В истории западноевропейской средневековой культуры выделяются два этапа: романский — XI — XII века и готический — ХИИИ-XIV века (в отдельных странах — к XVI ст. ).

Романский стиль (от лат. romanus — римский) полноценно выявил себя прежде всего в архитектуре. Строения романского стиля разнообразны за типами, за конструктивными особенностями, за декором. Наибольшее внимание уделялось сооружению храмов, монастырей, замков.

В пределах романского стиля в то же время с архитектурой и в тесной связи с ней развивались монументальная живопись и скульптура. По художественным признакам искусство этого периода схематическое, условное. Романская композиция давала возможность использовать пространство, лишенное глубины, разномасштабные фигуры, утрированные жесты.

Следует заметил важную роль орнаментального искусства, которое в романском стиле поражает богатством и разнообразием мотивов. В орнаменте своеобразно сплетались традиции античности Византии, Ирана и даже Дальнего Востока.

Относительно искусства готического (от итал. gotico — готский, варварский) стиля, то прежде всего привлекает внимание поиск синтеза между архитектурой, живописью и скульптурой. Мастера готики широко обращались к образам народной фантазии. В то же время в их искусстве сильнее, чем в романском, отразилось влияние более рационального восприятия мира, прогрессивных тенденций идеологии того времени.

Значительного развития готика достигает во Франции, особенно в более развитых северо-восточных регионах страны. Готическая архитектура Франции и других стран Европы прошла через этапы ранней, высокой и поздней готики. Одним из шедевров ранньоготичной архитектуры можно считать собор Парижской Богоматери (Нотр-Дам где Пари). В пределах готического стиля художнике XIII — XIV веков значительное внимание уделяли развитию многоцветных витражей, обновляется искусство книжной миниатюры, иллюстрации, большого распространения приобретают гобелены.

В XIV веке бурное развитие европейских городов стимулировало демократизацию готики, ее приложения в позакультовий архитектуре. Элементы готического стиля начинают использовать даже в предметах повседневного потребления (мебель), а такое широкое использование готического стиля способствовало возникновению многочисленных национальных и региональных вариаций. История искусства оперирует понятиями "английская, французская, немецкая готика". Следует учитывать, что в течение дальнейшей (от XIV ст. ) истории отношения к готике было неоднозначно. Приблизительно к середине XVIII века готика ассоциировалась с "варварским искусством", воспринималась как нарушение художественного вкуса, чувства симметрии и пропорций. Считалось, что готическое искусство унижает человека, вызывает чувство страха и обреченности. Новое восприятие готики связано с идеологией немецкого и французского романтизма, которые вроде бы опять "открыли" этот стиль, отметив пафосный характер готики, на ее способности пробуждать у человека чувство возвышенного, величественного чувства увлечения. Значение готики в истории европейской культуры было подчеркнуто и в XIX веке появлением неоготических тенденций в искусстве некоторых стран Европы.

В создании новой архитектуры ведущую роль сыграли монахи, а маршруты богомолья облегчили обмен идеями. С ростом новых городов на западе выявилась тенденция к превращению романского стиля на готический. Собственно, пизньороманський стиль вытворил все формальные предпосылки готики (стрельчатая арка, аркбутан, ребристый свод). Недоставало лишь нового толчка к пониманию пространства в движении, что перенимал все массы и открывал новые направления развития действия. Подибуваний в Дареме двойной эффект (движение уздовж и вверх) надо было сделать как можно более динамическим и более легким, если бы вирника в костеле порывало в то же время к алтарю и вверх, к небу. Это требовало новой совокупности напруг и звильнюючих ритмов, и они появились на хорах Сен-Дэне в сороковых годах XII ст. Рух к алтарю приводился в порядок богатыми новостворе-ними ритмами, однако в первую очередь подчеркивалась вертикаль. Гармоничная вселенная романского стиля превратилась в динамическую, направленную вверх вселенная готики : опять торжествовал образ небесной горы. Порыв вверх окончательно сосредоточился в шпиле.

Внешние особенности согласовались с внутренними: было видно, как сооружение собиралось вместе и возвышалось. Однако внутри прежде всего отмечалось эмоциональное впечатление. Если с внешней стороны то была священная гора, которая радостно прикасалась неба, то во внутренней порожняви (еще — бугорок Венеры, ведьмовский холм) располагался целый мир ритмичных форм, которые в то же время звильнювали и сковывали зрителя. Столетие, которое породило готику, было также большим временем схоластической науки, попыток создать энциклопедические системы знания, которое гармонировало с естественной и духовной действительностью, Историей и Божьим намерением, умом и верой, а также определяло место человека во вселенной. Подобным образом и кафедра была в то же время аллегорическим и органическим космическим известием. Во время пожара 1174 года сгорел Кентерберийський собор, и Гервасий оплакивал церковь, которая "утешала до сих пор, как самый сладкий рай". Северо-французский маляр конца XII ст. Теофил писал "Разрисовав свод и стены разными творениями и красками, вы оживили видиво божеского рая — яркого, как будто весна, украшенная цветами разноцветными цветами, свежего, как будто трава и как будто накидки, вышиваемые весенним цветением" В "Жить св. Гуго" мы читаем о свершении святого в Линкольне "Из удивления достойной май-стернистю он возвел сооружение кафедры В ней искусство, — будто ценные материалы, потому что свод можно сравнить с птицей, которая розпростав крылья для течения опираясь на крепкие колумни, свод рвется к тучам. . . Самоцветные колумни из темного камня как теснее всего подогнаны,— то ли яс-пис, то ли мрамор, но ум на них может зипертися 3 того же материала и стройные стержни колумн, что окружают массивные столбы, как будто группа девушек, которая настроилась к танку". И опять — костел как хоростасия бла-гословенних. (Не следует упускать из виду мозаичных лабиринтни орнаментов, которыми строительные украсили свои сооружения? .





Вернуться назад