Государственный архитектурно-исторический заповедник Софийский музей

Главная - Культура - Государственный архитектурно-исторический заповедник Софийский музей

Государственный архитектурно-исторический заповедник "Софийский музей" содержится в центре Киева. На территории заповедника, площадь которого представляет 5 гектаров, расположенный замечательной красоты ансамбль достопримечательностей украинского зодчества XI - XVIII веков. Самым ценным сооружением заповедника является Софийский собор - всемирноизвестная достопримечательность архитектуры и монументальной живописи XI века. Он величественно височить в центре ансамбля.

Киевская Русь достигла вершины своего могущества во времена правления князя Владимира Святославича (978-1015 гг. ) и его сына Ярослава Мудрого (1019 - 1054 гг. ).

В 988 году при князе Владимире Большом на Руси было введено христианство, которое имело большое значение для дальнейшего развития феодальных отношений, укрепления единства государства, поднесения культуры, расширения политических и культурных связей Киевской Руси с Византией и другими. С вводом христианства в Древнерусском государстве началось интенсивное строительство каменных христианских храмов. До их создания привлекались лучшие строители и художники в свое время, использовались художественные и технические достижения эпохи. Храмы украшались настенными росписями, каменной резьбой, становились настоящими произведениями искусства.

Во время построения первой каменной церкви в центре Киева - Десятинной (989-996 гг. ) -князь Владимир Святославич значительно увеличил и укрепил территорию города. Во времена сына Владимира - Ярослава Мудрого в Киеве началось большое строительство. Территория города была расширена более чем в 8 раз и пообношено новыми оборонными валами. В этот же период построен митрополичий храм - Софийский собор, который стал главным монументальным строением города.

В летописях закладки собора датируются 1017 или 1037 годом. Вероятно, что его строительство велось в 20-30-ые годы XI века. Софиевский собор был основан в честь победы Ярослава над печенегами. Вокруг Софийского собора - центрального сооружения Ярославового города - стояли каменные храмы, боярские дворцы, жилье горожан, а двор митрополии был огражден стеной. До наших дней из XI века сохранились лишь Софийский собор и руины Золотых ворот- парадного въезда в древний Киев.

Название собора "Софийский" происходит от греческого слова "софия", что в переводе значит "мудрость". Посвящен "мудрости христианского учения", собор, по замыслу творцов, должен был утверждать на Руси христианство и феодально-княжескую власть. Построен как главный, митрополичий храм Руси, Софийский собор был в давние времена общественным и культурным центром государства. Здесь происходили церемонии "посадження" князей на киевский престол, приемы иностранных послов; около стен собора собиралось киевское вече; при соборе велось летописание и была создана Ярославом Мудрым первая известна в Древней Руси библиотека. За свою многовековую историю собор пережил нашествия врагов, ограбления, частичные разрушения, ремонты и перестройки.

В один из самых тяжелых периодов истории древнего Киева - увлечения города полчищами хана Батыя в 1240 году - большинство архитектурных сооружений были преобразованы на руины. Софийский собор уцелел. Однако, разграбленный и опустошен, он потерял бывшую красоту и величие, хотя и остался главным городским действующим храмом.

В течение XIV - XV веков киевлянам приходилось вести борьбу против литовских и польских феодалов, а также против крымских татар, которые опустошали мистограбижницькими набегами. В 1416 году Киев разграбил и сжег хан Едигей, в 1482 году - Менгли-гирей

В XVI веке усиливается гнет польских феодалов. В условиях захватывания украинских земель, порабощения и насильственого окатоличивания населения в 1596 году была заключена Брестская религиозная уния, которая ставила цель объединить православную и католическую церкви под главенством римского папы. Католическое духовенство и униаты начали ликвидацию православной церкви. Захвачен униатами Софийский собор полностью обветшал. Истлевшая кровля, разрушились своды галерей, погибло много настенных росписей.

В ЗО-40-и годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а вся территория пообношена высоким деревянным ограждением. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основным строительным материалом был кирпич и известково-песчаный раствор. Причем кирпич часто применялся не только для сооружения стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, потому иногда даже в одном доме можно встретить кирпич разной величины. В результате неравномерности выжигания кирпичи имели разные оттенки - от темно- красного к свитло-жовтого. Как правило, все внутренние помещения домов имели сводчатые перекрытия. В жилищных помещениях стояли печи, облицовывающие узорчатыми глазурованными плитками, что предоставляло интерьерам особенного колорита. В ЗО-40-и годы XVII века киевский митрополит Петр Могила отобрал Софию у униатов и учредил при храме мужской монастырь. Собор был частично отремонтирован, вокруг него построены деревянные монастырские здания, а вся территория пообношена высоким деревянным ограждением. К работам в соборе Петр Могила привлек итальянского архитектора Октавиано Манчини. Основным строительным материалом был кирпич и известково-песчаный раствор. Причем кирпич часто применялся не только для сооружения стен и сводов, но и для фундаментов. Стандартных размеров кирпича не было, потому иногда даже в одном доме можно встретить кирпич разной величины. В результате неравномерности выжигания кирпичи имели разные оттенки - от темно- красного к свитло-жовтого. Как правило, все внутренние помещения домов имели сводчатые перекрытия. В жилищных помещениях стояли печи, облицовывающие узорчатыми глазурованными плитками, что предоставляло интерьерам особенного колорита.