Моральные проблемы человеческой деятельности

Главная - Культура - Моральные проблемы человеческой деятельности

1. Поступок как первоэлемент моральной деятельности

Как в отрасли трудовой деятельности человека элементарной осмысленной целостью является реализация той или другой цели, в отрасли научного познания -встановлення или открытия определенной истины, в искусстве -творення художественного образа, так в области собственно моральной активности такой целостью, которая предоставляет последний довернишою и осмысленной формы, появляется не что другое как поступок.

Чаще всего, если не считаться с промежуточными позициями, встречаются два подхода к пониманию сути моральной деятельности - более широкий и более узкий. Согласно первому более широкому подходу, деятельность является моральной, если согласуется с требованиями моральной, ее нормами и ценностями. Если человек сомнительно исполняет свою обязанность, с уважением относиться к ближним, придерживаться правил порядочности, у нас есть основания считать ее поведение, ее деятельность моральной - в отличие от деятельности аморальной, которая нарушает предписания морали.

В вущому же понимании собственно моральной является лишь такая деятельность, которая основывается на осознанном выборе ее субъекта и имеет целью активное утверждение определенных моральных ценностей.

Указанное различение является важным для нас, поскольку оно дает возможность понять, что, вообще говоря, настоящий моральный поступок является явлением редким в повседневной человеческой жизни. Можно быть честным, порядочным, добрым человеком и не осуществлять при этом никаких поступков - пока сложность морального поведения остается сугубо "технической" сложностью. Относительно самих духовно-моральных принципов, что их представляет данная личность, пов'зуючи с ними представление о собственном достоинстве. Учитывая сказанное, поступок можно определить как практический акт целеустремленного утверждения определенных моральных ценностей в ситуации, где эти ценности берутся под сомнение или отрицаются. Именно отсутствие гарантии относительно утверждаемых ценностей и связана с этим неизбежность морального риска отличают поступок от того, которое называется "героическим поступком" или подвигом.

Подвиг - сдвинуть с места, "подвигнути" какую-то край важную в физически-жизненном отношении, но несомненно нужное дело.

Поступок - сделать что-то по решению собственной совести на свой сырах и риск, без надежд на общее одобрение собственных моральных мотивов.

В связи с этим следует подчеркнуть, что за своей конкретной этичной направленностью поступок может быть добрым или злым, но он принципиально не могу быть бездуховным - смысловой универсум человеческой духовности находит в нем свою непосредственную реализацию, предметно продолжается в неповторимой ситуации его осуществления.

По словам известного психолога социо И. С. Кона, "все поступки осуществляются в конкретной ситуации ", то есть определяются не только абстрактными закономерностями моральной сферы, но и реальным человеческим бытием пения в мире.

Вместе с этим "защелкивающийся" на конкретную ситуацию, моральный поступок не переменно выходит за ее пределы - или, благодаря аккумулированной им духовной энергии, подносит саму эту ситуацию на уровень высокой драмы человеческой свободы и ценностей, где история нравственности. Способность морально-смыслового ядра поступка к "трансцендування" за пределы имеющегося контекста жизни непосредственно связано с масштабностью тех ценностей. В любом случае, основываясь на выборе, то есть ориентации на то желательное, что уже каким-то образом сформировалось и заявило о себе в человеческой жизни. От так, осмысливая человеческий поступок, мы не минуемося из самой его неповторимости, а пытаемся вроде бы "прочитать" его, распознать тот порядок ценностей, что его отстаивает субъект данного поступка.

Как видим, настоящий моральный поступок по своей сути является достаточно весомым сдвигом во всей структуре человеческого бытия, взятого в единстве его духовных, моральных и непосредственно жизненных аспектов. Лицо, которое взвешивается на поступок, неминуемо идет на определенный риск - прежде всего моральный, но не редко и на физически-жизненный также. Каждый поступок вводит к этой реальности несколько новое и в то же время что-то в ней разрушает, разрывает те или другие устоявшиеся связки.

В то же время поступок остается осердям, первоэлементом моральной деятельности, в отрыве от которого последняя просто теряет свой смысл. Человека, не способная к поступкам, не является настоящим субъектом нравственности. Следовательно, второе этичное наставление относительно поступка должно требовать готовности его осуществить, когда в этом возникает потребность. Именно этой готовностью определяется, в конечном итоге, моральная зрелость человеческой личности.

Можно было бы думать, что за последние годы дела в этом отношении изменились. И правда, мы становимся более жестокими, решительными, скандальными - но растет ли вместе с тем наша способность к моральному поступку?