Музыкально-драматическая деятельность Луцкого уездного Просвещения


Рядом с деятельностью общеобразовательного характера общество "Просвещение" проводило большую работу относительно создания художественных коллективов - музыкальных, театральных, художественных, хореографических. Их плодотворная деятельность способствовала возобновлению национальных традиций, закладывала фундамент дальнейшего культурного развития региона. "Просвещение" положило начало чрезвычайно яркой традиции устраивания "академий" (праздничных концертов) по случаю чествования памяти национальных героев, художественных гениев, отмечания выдающихся исторических событий. Толчком к возникновению такой традиции были ежегодные празднования шевченковских дней, которые проходили с большим торжеством в переполненных просвещенских залах в городах и селах.

Шевченковские академии, которые проводило Общество "Просвещение" и его филиалы в 20-30-х годах, по содержанию и программой проведения были очень подобны. Однако в каждом конкретном случае чувствовалось и свое, местное, присущее определенному населенному пункту расцветки. Программы этих академий заранее соглашались в уездном старостве, однако в них всегда господствовал украинский дух, как правило, все они заканчивались выполнением национального гимна "Еще не умерла Украина".

С целью поднесения национального сознания Волыни просвитяни отмечали также другие памятные даты: дни памяти И. Франко - 28 мая и М. Драгоманова - 15 июня, свято крещение Украины - 14 июля, свято книги - 1 октября, свято "Просвещения" - 8 декабря. Просвещенские филиалы устраивали вечера в основном в жилищах отдельных граждан, в школах. В частности, такой вечер состоялся в с. Бузилы по поводу дня рождения И. Франко. Программа вечера была такой: "1) библиография Ивана Франко; 2) реферат "За что уважаем память И. Франко"; 3) декламирования стихов поэта; 4) представление "Украденное счастье" И. Франко; 5) Украинский национальный гимн".

Заметным событием в общественной жизни края стало отмечание 10-летия Луцкого уездного "Просвещения" [2, 2]. Праздник начался с торжественной службы Божьей в Честно-крестной церкви, которую отправил просвитер П. Пащевський. Дальше около 4 тысяч лиц с желто-голубыми флагами и оркестрами прошло около церкви Честного Креста, улицами Ягелонською, Красинською и Любельською, через мост Бена. Праздник завершился массовым вичем на березе Стиру, где выступили с речами Есть. Петриковский, И. Власовський, О. Ковалевский. Свои приветствия послали Галицкая и другие волынские "Просвещения", митрополит Дионисий, Украинский университет в Праге, Украинский институт и Клуб Гетьманцив в Берлине, свято посетили Волынский воевода Г. Юзефський, вице-воевода Т. Гиновт-Дзевалтовський.

"Просвещение" в уезде целеустремленно и настойчиво привлекала к делу национального возрождения жителей села. Создала широкую сеть кружков за вкусами. Первоочередную роль здесь играли вечера и концерты, которые требовали значительной предыдущей подготовки. Программы этих мероприятий удостоверяют, что художественная деятельность общества была многогранной. Следует назвать хоровое пение, к которому, по свидетельству очевидцев, привлекались люди разного возраста - от самых молодых к летним. Часто просвитяни выступали во время богослужений, панихид, были случаи, когда филиалы сами организовывали церковные хоры. В целом просвещенские коллективы в подавляющем большинстве возникали на основе местных церковных хоров и в большой степени способствовали украинизации церкви, сближению двух музыкальных сфер - церковной и светской. В середине 20-х годов движение за организацию просвещенских хоров ощутимо усилилось. Почти каждый третий филиал имел собственный хор, что объяснялось не только любовью Волыни к песне, но и тем, что это дело почти не требовало средств. Сельские коллективы в основном насчитывали 20-25 лиц, но и были большими, что состояли из 80-90 лиц, как, например, в с. Цумань. Хор с. Воютин приглашали в соседние села - Блудив, Михлин, Билосток, Садов, Сьомаки, Смогилив и другие. Многократно он побывал и в городке Торчин. На шевченковские праздники воютинський просвещенский хор во главе с Й. Грушецьким да и. Сачуком прошел улицами Луцка, поет песни на слова Кобзаря и украинские народные песни. Популярность воютинського хора была такая большая, что к нему просились певцы из соседних сел. Из с. Несвеч в хоре была О. Питунина, из с. Гать - Андрощуки, Гаврилюки, Нечипоруки, из с. Садовая - Коперляни, Пугачевськи. В репертуаре хора было свыше 70 псалма и народных песен. Однако или не наибольшим взлетом культурно-художественной работы воютинськой "Просвещения" стала постановка в 1934 г. оперы "Наталка-Полтавка". Ее постановщиком был В. Полищук. Он одновременно осуществлял руководство хором и подготовкой актеров-любителей. Самой талантливой певицей была Л. Бабиюк, она имела сильное сопрано, ей поручали главные роли. Почти на уровне профессиональной актрисы исполняла роли Н. Гордиевська. О ее игре писала газета "Украинская нива" : "Своей игрой и переживанием драмы в своей душе она так заимпонувала публичности, что. женщина была розжалене и не могло удержаться от слез" [3, 3]. В сельскую актерскую труппу входили К. Бабиюк, Т. Ершик, Г. Костюк, В. Лавренюк, Л. Мозолинська, О. Полищук, Г. Танчук, Ф. Танчук, Ю. Шандерук и другие. В своих воспоминаниях О. Полищук оставил свидетельство о том, что сельские актеры, окрыленные успехами в постановке первой оперы, поставили и вторую - "Запорожец за Дунаем". Роль Одарки в ней выполнила Л. Бабиюк, а казака - О. Полищук.

Самую активную работу из развития эстетических вкусов жидичинцив проводил просвещенский хор. Достаточно большая заслуга в этом принадлежала псаломщику В. Бабиченку, которого в селе еще и до сих пор вспоминают как способного организатора и умелого дирижера. Он был вихицем из Полтавщины, в 1918-1920 г. участвовал в боях против большевистской армии, в 1920 г. был командиром 30 стрелкового куреня Украинской армии. Прибыв в Жидичин, быстро включился в национально-освободительное движение. Благодаря его профессиональным навыкам хор начал выступать с концертами. Репертуар коллектива был богатым и разнообразным. Участники хора еще и до сих пор помнят тексты песен, называют композиторов: Д. Бортнянського, А. Веделя, М. Лысенко. Поскольку просвещенское хоровое движение приобрело массовый характер, возникла необходимость создания определенной методической базы. Поэтому в 1928 г. по инициативе Совета Луцкого уездного общества начали работу дирижерско-режиссерские курсы. По существу, начиналась система профессионального музыкального образования.





Вернуться назад