Культура Нового времени


План

1. Реформация и становление культуры Нового времени

2. Художественная культура периода Реформации.

3. Эпоха Просвещения и ее основные черты.

4. Научные достижения в эпоху Просвещения. Развитие медицины.

5. Роль литературы в жизни европейского общества времени Просветительства.

6. Идеи Просветительства в искусстве.

И. Тенденции культурного развития, основанные эпохой Возрождения, нашли свое продолжение в XVII ст. В то же время возникли и другие социальноисторические факторы, которые существенно повлияли на всю систему культурной жизни За-хидной Европы.

В значительной степени они предопределялись предыдущим историческим развитием, и все же это были новейшие тенденции общественного расцвета, которые положили начало формированию новых политических и экономических структур, новому пониманию мира и человека, новой системе культурных ценностей.

Новизна этих взглядов проявилась первоочередный в Реформации. Реформация (в переводе из лат. — превращение, исправление) — общепризнанное название широкого общественно-политического движения, что в начале XVI ст. охватил почти всю Европу. Направлен против католической церкви, он повлек образование новой сущности церквей, так называемого протестантского направления.

С идеологической точки зрения, Реформация достаточно последовательно отображала новый, буржуазный, время в истории Европы, сыграла огромную роль в разрушении старого феодально-патриархального уклада в культуре, мышлении, образу жизни.

Протестантизм произвел особенную этику — этику труда, экономической деятельности, договорных отношений, аккуратность, педантизм и другие бюргерские добродетели.

Названные социокультурные принципы — весьма своеобразная и мощная корневая система современного благосостояния многих развитых наций, основание для высокого уровня жизни, трудолюбивости, организованности, политической культуры.

Протестантская цивилизация вобрала лучшие достижения западного средневековья : сохранила традиции римского права, самоуправления городов, автономию университетов и тому подобное. Реформация обеспечила и некоторые особенные черты культуры Нового времени в отрасли философии, науки, искусства, морали.

Началась Реформация в Германии. 31 октября 1517р. профессор теологии Виттенберзького университету Мартин Лю-терр (1483-1548) прибил свои "Девяносто пять тезисов" на дверях местной церкви, они были направлены против практики продавания Индульгенций на отпущение грехов. Это положило начало Реформации, которая длилась с XVI до середины XVII ст. В ходе Реформации от католицизма откололась религиозная оппозиция, которая получила название протестантизма (из лат. — провозглашение, торжественное заявление). Протестантизм представляли такие религиозные течения, как лютеранское, англиканство, анабаптизм, кальвинизм, цвиглианство и тому подобное.

Религиозным следствием Реформации, где она победила, было образование нескольких новых, так называемых протестантских, церквей (лютеранских, кальвинистських, англиканских, унитаристських и др. ).

Можно сказать без преувеличения, что Реформация изменила лицо Европы, существенно посодействовав постепенному созданию того социального и культурного строя, что и доныне существует в большинстве европейских государств.

Невзирая на успех Реформации, католическая реакция (контрреформация), возглавленная папством, сумела организовать могучее сопротивление. Главными ее орудиями стали орден иезуитов и реорганизованная инквизиция.





Вернуться назад