Зарубежная культура XIX — началу XX в.


План

1. Общие черты развития культуры XIX ст.

2. Основные художественные течения XIX — началу XX ст.

1. В историю мировой культуры XIX ст. вошло как время поднесения и расцвета литературы, изобразительного искусства, музыки. Именно в это время появились произведения, которые представляют драгоценное приобретение духовной культуры всего человечества.

Анализируя развитие культуры за этот период, прежде всего стоит отметить, что на него повлияли значительные мировоззренческие и социальные изменения. Углублялась научная революция, набирала обороты капитализация общества, усиливались демократические процессы в политической жизни. Бурное развитие большинства европейских стран способствовало распространению прогрессивных идей. История человечества виделась как целостный восходящий процесс, на вершине которого находились цивили-зовани страны Запада. Приоритет западной европейской культуры не подлежал сомнению. Философы и историки первой половины XIX ст. стремились выяснить закономерности разных периодов мировой истории, пытались перебросить мостик между прошлым, современным и будущим, использовать так называемые объективные законы истории для развития нового, "совершенного", общества.

Мировоззренческие представления европейского человека этих суток формировались под непосредственным влиянием принципа историзма. Интерес к историческим наукам в первой половине века чрезвычайно вырос. Действительно, когда в течение жизни одного человеческого поколения разрушаются монархии, возникают новые государства, полностью перекроена политическая карта Европы, коренным образом изменяется жизнь целых народов, люди на собственном опыте убеждаются в том, что общество непрерывно развивается. Почему возникают социальные катаклизмы, или ожидают человечество новые потрясения и когда? На все эти вопросы искали ответ в книгах историков. Общее увлечение историей было таким же характерным для XIX ст., как увлечение философией для XVIII ст. или естественными науками для XVII ст.

Почти во всех европейских странах образуются исторические общества, основываются музеи, начинают выдаваться исторические журналы, формируются национальные школы историков. Самой весомой среди них была школа, которая сложилась во Франции времени Реставрации (О. Тьерри, О. Минье, Ф. Гизо). В частности, Огюстен Тьерри (1795-1856) считал, что историческая наука должна быть не "биографией власти", а "биографией массы". "Рух народных масс к свободе, — писал он, — показался бы нам более более величественным, чем походы завоевателей, а их бедствования растрогали бы нас больше, чем несчастье королей, лишенных престола".

В XIX ст. завершается процесс формирования научного мировоззрения европейского человека, начатый в предыдущие века. На этой почве создается новая культура, в которой экспериментальная наука постепенно занимает доминирующие позиции. Это оказалось уже в начале века, когда наука окончательно заняла надлежащее место среди предметов преподавания и стала независимой от религии и философии. Ученый уже не называет себя философом, как это было у XVIII ст. Его уже не интересуют метафизические причины бытия, он полностью отдается практическому применению своих знаний.

Для решения технико-экономических заданий, которые появились перед наукой, требовался новый, опытный подход к явлениям природы. Надо было опытным путем проверить взаимосвязи между формами движения, разнообразными химични-ми веществами, отдельными видами растений и животных. Нагромождению естественных знаний способствовали развитие международной торговли, исследования и освоения новых географических пространств. Картина природы становилась более пов-ною, ученые открывали "отсутствующие звенья" в системе пространственных и часовых взаимосвязей природы.

На первый план выдвигаются физика и химия, которые изучают взаимопревращение и взаимосвязь разных форм движения. В частности, развиваются термодинамика, электрофизика, электрохимия, химическая атомистика. В геологии утверждается исторический взгляд на земную кору, в биологии — эволюционная теория, возникают палеонтология и эмбриология. В природоведении назревала замена метафизического взгляда на природу диалектическим. Особенно этому способствовали три эпохальных открытия: создание клеточной теории чешским натуралистом Яном Пуркинье (1787-1869), немецким ботаником Матиа-сом Шлейденом (1804-1881), немецким биологом Теодо-ром Шванном (1810-1882); открытие закона сохранения и превращения энергии немецким естествоведом Юлиу-сом Майером (1814-1878); создание эволюционной теории английским натуралистом Чарлзом Дарвиним (1809-1882). В философском отношении развитие европейской культуры XIX ст., особенно его первой половины, происходило под знаком гегелевской философии. Выдающийся немецкий философ Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) сделал первую попытку систематизации всего содержания выработанной человечеством культуры. Глубокий историзм мышления дал ему возможность проследить в пределах всей системы известные реальны исторические связки. Всю историю человечества философ рассмотрел как единственный процесс, в котором каждый промежуток времени занимает свое особенное место и, соответственно, вызывает влияние на следующие исторические отрезки. Уже в ранних произведениях он трактовал иудаизм, античность, христианство как закономерные степени развития духа. В "Феноменологии духа" (в 1807 г. ) культура человечества подана в ее закономерном развитии, как постепенное выявление творческих сил "мирового ума". Свою эпоху Гегель считал переходной к новой формации, которая постепенно вызревает в недрах христианской культуры, Основываясь на буржуазных моральных и правовых принципах. Влияние ге-геливськой философии по общественному мнению XIX ст. трудно переоценить. Развитой им диалектический метод стал своеобразным резюме всей предыдущей истории человеческого познания, научного и художественно-естетического усвоения мира.





Вернуться назад