Украинская культура начала XIV — первой половины XVИИ в.

Главная - Культура - Украинская культура начала XIV — первой половины XVИИ в.

План

1. Условия культурного развития Украины в составе Литовська-Руськой и Польской держал.

2. Церковные братства и их деятельность культурного просвещения.

3. Развитие образования и науки. Медицина.

4. Книгопечатание и литература.

5. Архитектура и изобразительное искусство. Музыка.

1. Развитие украинской культуры в XIV — первой половине XVII ст. органично связан с историческими обстоятельствами, которые имели место на землях Украины, которая входила тогда в Великое княжество Литовское. Кревська уния (в 1385 г. ) положила начало объединению Литвы и Польши, дав польской шляхте право обладания украинскими землями, тем же узаконила экспансию латинской культуры на несколько веков. Позитивным моментом в этом процессе было вхождение украинских земель в пространство западной цивилизации. С другой стороны, Польша повела тотальное наступление на украинскую культуру, православную веру, обычаи, традиции, язык.

Невероятно тяжелой для украинского народа была первая половина XV ст. через ежегодные нападения татарских орд. Этот фактор негативно отразился на экономическом и культурном развитии Украины. В XVI ст. Украина вступила руиной. Люблинская уния (в 1569 г. ) окончательно узаконила политику национального, религиозного и социального притеснения украинского народа, что в свою очередь повлекло открытый протест украинского населения.

В колонизацийному наступлении на Украину провод вели польские магнаты. Овладев Холмщину, Галичину и Подолье, они перешли после Люблинской унии на Волынь, Брацлавщину, Киевщину и, в конечном итоге, на Левобережье. Сотрясении, Язловецьки, Замойськи, Синявськи, Жолкевськи, Калиновськи, Потоцьки и другие магнатские роды заняли огромные пространства, создавая настоящие латифундии, к которым принадлежали сотни сел, десятки городков и замков, целые просторные провинции. Эти "короленята" были неограниченными обладателями своих земель, потому что занимали наивысшие должности в государственной администрации. Всякие жалобы местного населения к власти не доводили ни к чему, потому что магнатская верхушка всю власть сосредоточила в своих руках.

Вместе с магнатами двигала в Украину мелкая польская шляхта, голодная и малоимущая, что при господах и себе надеялась приобрести имений и богатств. При магнатах поживу для себя нашли также евреи, которые были барскими агентами и факторами, брали в аренду трактиры, мельницы, пошлины и даже церкви.

Главную колонизацийну акцию повело латинское духовенство. Уже в XV ст., кроме Львова, Перемишля и Холма, основаны латинские епископства также в Каменке, Луцке и Киеве. В первой половине XVII ст. необыкновенно широкую пропаганду на востоке повели иезуиты, которые осели в Ярославле, Перемишли, Львове, Бересте, Луцке, Остроге, Каменке, Баре, Виннице, Киеве и других городах. Иезуиты вели пропаганду среди магнатов, шляхты, мещанства, особенное внимание обращали на состоятельных, талантливых и выдающихся людей, намагаючися привлечь их к латинской церкви и тем же к польскому национальному лагерю. Иезуиты основывают школы с добрыми учителями, для того, чтобы приобщить к себе украинскую молодежь и этим денационализировать ее. Следовательно, процесс колонизации осуществлялся одновременно как в экономической, так и в культурной сферах жизни украинского общества.

В ближайшие три десятилетия после Люблинской унии процесса колонизации противостояли украинские аристократические роды. Они считали своей обязанностью оборонять культуру, протежировать церковь, образование, доброчинни учреждения. Так делали такие выдающиеся представители аристократии, как Григорий Хоткевич, который учредил в Заблудови типографию, или Константин Острозький, заложив академию в Остроге, или Василий Загоровський, что фундував в своем селе школу. Однако патриотизм аристократии был тесно связан со службой государству. Когда Литовского государства не стало, новые поколения скоро забыли ее традиции и начали приклоняться к новому государству, которое обещало значимость и достоинство, — в Польшу. О пути ренегатства, которым пошли почти все барские роды, писал Мелетий Смотрицький в своим "Тре-носи, или ляменти святой восточной церкви" (в 1612 г. ).

В новых условиях особенно выросло значение духовенства. Под польской властью православная церковь потеряла свое привилегийоване положение и очутилась перед угрозой полного уничтожения. Но, невзирая на это, выросла роль церкви как национальной организации. Митрополит и епископы считались представителями всего народа, а церковные соборы стали всенародными съездами. В своем тяжелом положении церковь искала защиты и поддержки среди гро-мадян и должна была приближаться к ним, интересуясь не только их духовной жизнью, но и светскими потребностями. На церковном попечении гуртувалися братства, школы, госпитали, развивалось писательство и искусство. Кое-что изменилось религиозная жизнь общества и место церкви после принятия Берестейськой унии (в 1596 г. ). В религиозной жизни случился раскол, который особенно негативно отразился на политической борьбе, которую вел украинский народ в XVII ст. После раскола православная и греко-католическая церкви оказались в орбите общеевропейских религиозных и культурных движений. Однако единство народной религиозной культуры, характер национальной духовности не были подорваны. Украй-нський народ в лице греко-католической церкви создал собственную национальную церковь, которая на протяжении следующих веков, заменяя в наиболее драматических ситуациях институт государства, появилась основной опорой в борьбе украинцев против полонизации, обрусения, за сохранение и развитие самобытности путем лелеяния своего языка, культуры, духовности.