Украинская культура XIX — началу XX в.

Главная - Культура - Украинская культура XIX — началу XX в.

План

1. Исторические обстоятельства развития украинской культуры.

2. Образование. Научные знания. Медицина.

3. Развитие украинского языка и литературы.

4. Драматургия и театр. Музыка.

5. Изобразительное искусство и архитектура.

1. Богатая украинская культура из второй половины XVIII ст. начала выявлять признаки упадка. Это сказывалось и в бывшей Гетьманщине, и в Правобережной Украине, в частности в западных землях. Здесь окончательно победила уния, а с потерей православия этот регион фактически был лишен тех политических и культурных ориентиров, за которые он боролся в течение веков как составная часть одного национального государства. Униатское духовенство, которое противостояло когда-то польсько-католицький экспансии, деградировало, а новое на то время еще не сложилось. Постепенно приходила в упадок и традиционная украинская культура западных городов. Книгопечатание, которым когда-то гордились Львов, Острог, Перемишль, угасший. Литературный язык едва теплился в цер-ковнослов'янщини. Постепенно в Восточной Украине единственным средством литературного общения становится русская, в Западной — польская и латинская, в Закарпатье — латинский и венгерский языки.

Царское правительство, ликвидировав политическую автономию Украины, поставило себе на цели полностью нивелировать и украинский народ, влить его в великороссийскую нацию.

Намерение русского самодержавия ассимилировать Украину осуществлялось в двух направлениях: политическому и идеологическому. Если политический выражался в ликвидации остатков государственности, то идеологическое направление имело три объекта: поли-тичний строй, религию и историю. Надо было убедить свой народ, близких и далеких соседей, что наилучший строй для Украины — самодержавный, что их национальная идентичность с россиянами подтверждается религиозным единством — православием — и что Украина — это Южная Россия, Малороссия, исконная русская земля, которая не имеет собственной истории, языка, культуры.

Эти идеи были обоснованы в произведениях В. Татищева, М. Ломоносова, а окончательное воплощение нашли в "Истории государства Российского" М. Карамзина.

На имперской триаде "самодержавие, православие, народность" воспитывалось украинское зросийщене дворянство конца XVIII — началу XIX ст.

Заметное влияние на формирование общественно-политических взглядов середины XIX ст. повлекло Кирило-Мефодийвське общество, провозгласив идею славянской федерации. Общество активизировало заинтересованность общества историей славян, их языками, культурой. М. Костомаров и его единомышленники считали, что именно родной язык должен стать важной пидоймою народного образования.

Прогрессивная западноукраинская интеллигенция идею национального возрождения связывала с просвещением народа на принципах языка, литературы, духовного развития.

Провозгласили эту платформу члены кружка, который сложился во Львове в начале 30-х годов и был назван современниками "Русской троицей".

Большим историческим достижением украинской литературы конца XVIII — началу XIX ст. было внедрение в культурную жизнь нации нового украинского литературного языка, основанного на живом языке народа, его фольклоре и определенных "книжных" элементах, унаследованных из прошлого.

Однако как никто другой поднес и расширил национальное самосознание украинского народа Тарас Шевченко. Поэзия большого певца Украины будила национально-патриотические настроения украинской молодежи, до тех пор русифицируемой или спольщеной, инертно-безразличной к родному языку и культуре.