Эпоха Просвещения и ее основные черты


Просветительство — это цивилизационно-культурное течение периода перехода от традиционного к индустриальному обществу. Интеллектуальные представители ее проповедовали социальную и политическую эмансипацию третьего состояния (мещан и крестьян); установление "царства ума", основанного на естественном равноправии людей, политической свободе и гражданском равенстве; ставили целью распространение знаний : дать народу образование и "просветить" монархов относительно содержания "истинного" человеческого общества. Тем же новейшие постулаты повлекли надламывание старой феодальной организации.

Идеи Просветительства оказали такое огромное влияние на все направления духовной жизни европейского общества, что дали название новым культурно-историческим суткам. Кстати, упоминавшаяся эпоха, в отличие от предыдущих, сама дала себе имя: термин "просветительство" употребляют идеологи Просветительства — Вольтер и Гердер. Окончательно закрепила этот срок в науке статья И. Канта "Что такое Просветительство"? (в 1784 г. ).

По времени время Просветительства — это середина XVII — XVIII ст. Идеи Просветительства прорастают сначала в Англии, потом во Франции, позже — в Германии, Италии и в других странах Европы. Развитие европейской культуры так или иначе происходило под знаком идей Просветительства. Но самый многочисленный, обогащенный яркими талантами отряд просветителей сформировался во Франции: именно отсюда, неся на себе печать французского гения, идеи Просветительства распространились по всей Европе.

Прежде чем дать общую характеристику культуре времени Просветительства, остановимся на характерных общих чертах и специфических отличиях Просветительства в разных странах. Характерными чертами Просветительства являются:

1. Стремление его представителей к перестройке всех общественных отношений на основе ума, "вечной справедливости", равенства.

Продолжая основанную на рубеже XVII — XVIII ст. систему рационализма в европейском культурном развитии, Просветительство исповедовало настоящий "культ ума", видя в нем тот "архимедив рычаг", за до-помогою которого можно перевернуть всю систему общественной и духовной жизни. Провозглашенное просветителями царство ума за своей исторической сущностью было не чем другим, как идеализирующим здравым смыслом буржуазии, кот-ра готовила себе идейные принципы прихода к власти.

Однако, невзирая на свое всевластие, ум должен был считаться с тем, что имеющиеся условия (абсолютистская власть еще была достаточно сильной) не позволяли осуществить практическое превращение общества.

2. Движущей силой исторического развития и условием торжества ума просветители считали распространение передовых идей, знаний, а также улучшения морального состояния общества.

Определяющим моментом культурной жизни эпохи Просвещения была безграничная вера в превращающие возможности образования. Передовые люди того времени прилагали значительные усилия для распространения знаний среди всех слоев общества, отводя просвещению ведущую роль в прогрессивном развитии человечества в русле общего добра и справедливости. Следует отметить, что Просветительство понимало шире, чем простое распространение знаний и образования, оно включало у себя моральное и гражданское воспитание, а также утверждение "истинных" представлений о мире, обществе и человеке — в противовес "ошибочным" идеям старого мира. Постулаты Просветительства не несли в себе революционного запала, однако именно они положили начало тому социальному поднесению, которое завершилось Французской буржуазной революцией 1789— 1794рр.

3. Они стремились расковать ум людей и тем же способствовали их политическому раскрепощению.

4. Просветители верили в человека, его ум и высокое призвание. Этим они продолжали гуманистические традиции времени Возрождения.

Предопределено особенностями исторически-национального развития Просветительство в разных странах мало и существенные отличия:

1. Английское Просветительство, например, отличалось от французского определенной ограниченностью и умеренностью своих целей. Это было предопределенно рядом факторов и в первую очередь тем, что английское Просветительство не опережало буржуазную революцию, как во Франции, а шло следом за ней. К тому же, Английская буржуазная революция XVII ст. выступала в религиозной оболочке, ее идеологическим знаменем был пуританизм, который противостоял господствующей англиканской церкви и королевскому абсолютизму, ее завершением стал классовый компромисс 1688-1689 гг. Буржуазия поделилась властью с новым дворянством, привлекши последнее к буржуазному способу ведение хозяйства, которое также наложило свой отпечаток на характер просветительской идеологии в Англии.

2. Французское же Просветительство XVIII ст. было значительно высшим этапом в развитии идейной борьбы буржуазии, что ^ И* поднималась. Оно порождалось специфическими условиями, ч, - Франции XVIII ст., где борьба между феодализмом и антифеодальными силами набрала относительно бескомпромиссных, резких форм. 3. Особенность Просветительства бездержавних, зависимых народов заключается в том, что оно тесно переплеталось с формированием культурно-этнической солидарности, с национальным возрождением, особенными стимулами для которых стали гердерианство (протест против деспотизма) и романтизм. Историческим примером может служить период Гетьманщины в Украине.

Если говорить об общей характеристике художественной культуры времени Просветительства, то следует отметить, что она является новым открытием, новой ступенью на пути развития мировой планетарной художественной культуры, ей свойственно такое художественное восприятие, как интимность, лиризм, острая наблюдательность, проникновение в человеческие страсти и характеры. В то же время, достижения художественной культуры времени Просветительства, достигнутые ценой потери универсальной полноты в изображении духовной жизни, целостности в воплощении эстетических идеалов общества, свойственных искусству предыдущих лет.

Вместо своевольного индивидуалиста эпохи Возрождения и регламентированного подданного периода классицизма в XVII ст. героем искусства становится гражданин, который утверждает свободу в рамках политики. Д. Дефо, Д. Свифт, Г. Филдинг, Г. Лессинг, А. Лесаж, П. Бомарше, Вольтер, Д. Дидро представляют в своем творчестве умное, саму естественность человека. Для них решение всех коллизий предопределено просветлением жизни, умом, знаниями.

Просветительский рационализм интенсивнее всего наполнялся гуманистическим содержанием. Да, если в классицизме "умность" произведений искусства была показателем их художественных качеств, то теперь она воспринимается и как дополнительное свидетельство его моральных стоимостей. Красота и добро все более тесное сближаются через посредничество истины. Отсюда — морализаторский пафос самого искусства Просветительства и растущий интерес к проблеме возвышенного. Реализм Просветительства уже не выдвигает таких могучих титанов, как искусство Возрождения. Величие духа, невероятное напряжение общечеловеческих страстей заменяется кое-что ловкостью изобретательного героя.

Искусство демократизуется и обращается к жизненному материалу самых разнообразных слоев, привлекая низы общества. Внимательно прослеживается общественная жизнь людей. Ведущим жанром в литературе становится социально-бытовой роман. Плоскость внимания художников все время расширяется. Классицизм как доминирующее направление в литературе и искусстве уступает сентиментализму (сентимент — чувство), а приблизительно с 60-х годов XVIII ст. — также и романтизму.





Вернуться назад