Античная Греция, Древний Рим. Архитектура, музыка, живопись, театр, литература

Главная - Культура - Античная Греция, Древний Рим. Архитектура, музыка, живопись, театр, литература

1. Значение античной культуры для мировой цивилизации

В понимании современной науки античность - это история и культура Древней Греции и Древнего Рима - от возникновения первых древнегреческих государств (конец III - II тысячелетия к н. е. ) и до падения Западной Римской империи и завоевания Рима варварскими племенами (V ст. н. е. ). Соответственно существуют понятия античной философии, античного искусства, античной литературы и т. п. Буквальный перевод слова "античный" из латинской - "древний". В Европе в эпоху возрождения вошло в моду коллекционирования предметов древности, их стали называть "антиками". Позже во Франции возникло уже собственное понятие "античность" - для обозначения всех ранних форм искусства. В меру углубления исследований содержание срока сузилось.

Уровень развития и степень влияния на дальнейшую историю предоставляют культуре Древней Греции и Древнего Рима исключительного характера. В античном мире достигли расцвета все, без исключения, сферы культуры - образование, наука, литература, искусство. Творчество античных авторов и в науке, и в искусстве имела гуманистический характер, в ее центре был человек, ее физическая и духовная жизнь. Шедевры, созданные античными писателями, скульпторами и драматургами, стали в дальнейшем восприниматься как классические, как непревзойденные и достойные наследования образцы. Древнегреческий и латинский языки являются базой современной научной терминологии.

Положение свободных людей в античных государствах принципиально отличалось от других давних обществ. Возникает демократия, граждане пользуются политическими правами, участвуют в управлении государством. Хоть нельзя забывать и о том, что античное общество было рабовладельческим. Рабы играли существенную роль в экономике древнегреческих государств, делали свой взнос в их расцвет, на определенном этапе римской истории даже стали основной производительной силой.

2. Культура Древней Греции

Мифология. Поеднувальну, формотворчу роль для развития культуры играла мифология. Она начала складываться еще в крито-микенський период. Древнейшими были божества, которые воплощали силы природы. От союза Гей - земли и Урана - неба появились титаны, старшим был Океан, младшим - Крон. Деть Крона - боги во главе с Зевсом - в жорстрокий борьбе с титанами одержали победу и распределили власть над миром. Громовержец Зевс стал царем богов и людей, Посейдон - моров, источников и вод, Айд - хмурого подземного царства.

Гора Олимп считалась жилищем двенадцати верховных богов во главе с Зевсом. Гера - жена Зевса - была покровительницей брака и семьи, одна сестра Зевса - Деметра - богиней плодородия, другая - Гестия - покровительницей очага. Любимая дочь Зевса Афина уважалась как богиня военной мудрости и мудрости вообще, она протежировала знаниям и ремеслам. Согласно мифу Афина появилась из головы Зевса в полном боевом обладунку - в шлеме и панцире. Богом войны был сын Зевса и Геры Арес. Гермес - сначала бог скотоводства и пастухов, позже уважался как вестник олимпийских богов, заместитель путешественников, купцов, бог торговли, изобретатель меры и пастушьей флейты. Артемида сначала была богиней плодородия и покровительницей животных и охоты, богиней Луны, позже она стала покровительницей женского целомудрия и охранницей родильниц. Аполлон - брат Артемиды, божество солнечного света, образования, медицины, искусства, которое воплощается его спутницами - девятью музами. Еще одна дочь Зевса - Афродита, которая родилась из пены морской около острова Кипр, богиня любви и красоты. Мужчиной Афродиты был бог-кузнец Гефест. Дионис - самый веселый из богов, покровитель виноградарей и виноделов, ему посвящались шумные праздники в конце сельскохозяйственного года. Кроме олимпийских, существовали огромное количество других (преимущественно - местных, локальных) богов, которые имели свои функции.

Боги в представлении греков выглядели как люди, имели человеческие желания, мысли, чувства, даже человеческие изъяны и недостатки. Они сурово карали тех, кто пытался приблизиться к ним за красотой, умом и могуществом. Особенное место занимает миф о титане Прометея - защитнике людей от своеволия богов. Прометей похитил из Олимпа огонь и передал его людям, за что Зевс заковывал его к скале и обрек на вечные муки.

Кроме мифов о богах, существовали легенды о героях, самым любимейшим из которых был Геракл, что осуществил двенадцать больших подвигов. Мифы и легенды о богах и героях складывались в циклы.

Параллельно с мифологией развивалась культовая практика - жертвоприношение и молитвы, которые проходили в храмах. Каждый город имел бога-заместителя. Афина считалась покровительницей Афин. Олимпия была центром поклонения Зевсу, которому и посвящались здесь спортивные соревнования. Место главного святилища Аполлона - Дельфи, где находились отмеченный особенным камнем центр ("пуп") Земли. и знаменитый оракул (оракул - место в святилище, где получали ответ божества на поставленный вопрос, или это пророчество божества). Человечные, гармоничные обиды греческой мифологии стали почвой для развития искусства. Мифология давних греков оказала решающее влияние на формирование древнеримской мифологии и религии, в эпоху возрождения она была активно включена в европейский культурный процесс. До сих пор к ней не слабеет и научный, и познавательный, и эстетический интерес.