Восстановление культуры Украины в послевоенное время


Важной составной частью послевоенного восстановления Украины было возобновление культурной жизни. В условиях, когда на первом плане стояло восстановление большой промышленности и наращивание военного потенциала, на развитие культуры не хватало средств. Поэтому расходы на культуру и культурную сферу жизни концентрировались на важнейших оектах — школах, высших учебных заведениях, научно-исследовательских учреждениях.

Новые исторические условия не изменили курса на русификацию, который начался в Украине еще из второй половины 30-х годов, а потом продолжался в следующие десятилетия. Основное его проявление это: вытеснение украинского языка русской из всех сфер общественной жизни, создания больших преград для развития укарйнськой культуры, для познания настоящей истории своего народа, наконец попытка рассматривать язык, культуру, историю украинского народа через призму русской культуры, языка, истории.

Это русификаторское наступление происходило нестихийно, а целеустремленно, через ряд государственных мероприятий, которые направляли этот процесс в желательное для власти русло. Для реализации этих мероприятий использовались кадры, идеологический процесс, в том числе и такое явление, как систематическое и многочисленное переселение украинцев на восток, на ридкозаселени земли и поощрения переселения россиян в Украину.

Диапазон пользования украинским языком постоянно сужался. В русских школах училось намного больше детей, чем в украинских. Закрывались национальные школы (венгерские, польские), все они перепрофилировались на русские. Большевистская партия стремилась превратить школу в орудия сохранения и усиления своего контроля над ученической молодежью. Была возобновленная работа комсомольских организаций. Наибольшим призванием школы объявлялось воспитание преданности Сталину и большевизма. В годы четвертой пятирички была возобновлена работа всех вузов Украины, которых в 1950 году насчитывалось 160. В первой половине продолжает увеличиваться количество студентов, особенно за счет вечерних и заочных отделений институтов и университетов. Преподавание в большинстве вузов велось русским языком.

Система руководства наукой, которая существовала в УССР, создала условия для засилия посредственности авантюристов. Вследствие этого некоторые перспективные направления научных исследований, например, генетика, была провозглашена идеалистичной "лженаукой". Начались преследование и расправы. Разгром генетики стал одной из позорных страниц в истории биологической науки.

Следует отметить, что в условиях сталинского режима деятели культуры зобовязани были творить в рамках так называемого социалистического реализма, который возводил функции литературы и искусства к изображению преимуществ "социалистического образа жизни" и прославления деятельности Й. Сталина.

Над поэтами-прозаиками, художниками, музыкантами, литературоведами постоянно нависала угроза быть пезпидставно обвиненными в "некритическом подходе к реакциям буржуазной культуры", "низькопоклонстви перед Западом", "отступлении от марксизма-ленинизма", "украинском буржуазном национализме" и тому подобное.

Большие задания на завершающем этапе войны появились перед работниками украинского киноискусства. В июне в 1944 г. вернулась из эвакуации и сразу же развернула свою деятельность Киевская студия художественных фильмов. Восстановительные работы начались на Одесской студии художественных фильмов. Творческим успехом кинематографистов был выход на экраны фильмов "непокоренные" за повестью "Родители и дети" Б. Горбатова — о борьбе шахтеров Донбасса против фашистских оккупантов, "Зигмунд Колосовський "В далеком плавании" по мотивам "Морских рассказов" К. Станюковича, "Украденное счастье", "Судьба Марины", "Командир корабля" и др.

Развернула работу Украинская студия хроникальных фильмов, какая по-вернулася в Киев летом в 1944 г.

Киностудиями Украины в 1951 г. было выпущено лишь 9 фильмов:

в 1956 г. на Киевской, Одесской и Ялтинской киностудиях ежегодно снималось 4-7 фильмов. Позитивную оценку зрителей достали "Тривожай молодость" режиссеров О. Алова и В. Наумова, "Весна на Заречной улице, лице" Ф. Миронера и М. Хуциева. Лучшей лентой в 1956 г. стяид фильм И. Савченка "Тарас Шевченко". Одобрительно была встречена экранизация произведений литературы. Да, А. Бучма и О. Швачко сняли фильм "Земля" за повестью О. Кобилянськой, М. Донськой — "Иметь" за романом М. Горького, В. Ивченко — "Назар Стодоля" за пьесой Т. Шевченко и др.

Переломной в развитии украинского киноискусства стала хрущевская оттепель, которая дала возможность художникам в определенной степени отойти под идеологических штампов. В конце 50-х годов в Украине ежегодно выходило на экраны 16-20 кинокартин. Начали работать студии хроникальноо-документальних и научно-популярных фильмов. Деятели украинского кино создали ряд фильмов, которые получили широкую известность. Среди них "Чрезвычайное событие" режиссера





Вернуться назад