Обзор художественных выставок в Украине в 2005 году

Главная - Культура - Обзор художественных выставок в Украине в 2005 году

В данной работе подается обзор публикаций в отечественных периодических изданиях, посвященных наиболее весомым, интересным и выдающимся художественным выставкам, которые состоялись в прошлом году.

Последние годы стали этапными в истории развития культуры и искусства молодого украинского государства, засвидетельствов позитивные сдвиги в духовной сфере. Не осталось в стороне и украинского изобразительного искусства. Поэтому 2005 год был годом активного труда художников, значительного расширения диапазона их творческих поисков, утверждением предыдущих художественных достижений.

Каждый народ познает себя и современность через свое искусство. Сквозь грани художественной формы проступают главные качества эпохи как целого. Поэтому сквозь отдельное произведение - пейзаж, натюрморт или портрет появляется для нас вся полнота ментальных состояний, вкусы, вкусы, вся тонкая "метафизика" данной культуры. Но художественное творчество, хотя и воссоздает все, что устоялось в определенном типе культуры, не дублирует и не замещает его. Поэтому новая уникальная художественная реальность и является порождением новых интуитивных интеллектуальных смыслов, эмоциональных состояний, а следовательно, и новой духовности [1, 2].

Поэтому определенным шагом в самопознании этой духовности можно считать художественные выставки, которые проходили в 2005 году.

Важной особенностью художественного процесса в прошлом году стало дальнейшее повышение интереса до украинского искусства, рост его престижа в мире. Свидетельством этого была демонстрация работ украинских художников за рубежом. Да, одним из важнейших культурно-художественных событий 2005 года стало участие Украины в 51-ом Венецианском биеннале, которое длилось с 11 июня по 6 ноября.

Биеннале современного искусства в Венеции - самый старый в мире, самый престижный художественный форум, который уже много лет является гигантской сценой для демонстрации новейших креативных программ человечества. Создано в начале ХХ века как форум визуальных искусств, в начале ХХИ века биеннале превратилось в фестиваль искусств, к которому сегодня включены и кино-видео-театральни проекты. В этом году в Венеции было расположено 115 национальных павильонов. Наше государство представлял проект "Деть твои, Украйно" (куратор Алексей Титаренко, художник Николай Бабак). Этот проект жюри выбрало из пяти предложений. "Деть твои, Украйно" являл собой композицию, которая состояла из украинских фотографий начала прошлого столетия, на которых зафиксированные истощены несчастные люди, пошитые вручную куклы, плюс снимки этих кукол в стилизованных под прошлый век пейзажах. Также важной частью проекта было видео о помаранчевой революции [3, 4, 5, 6, 7, 8].

Этот проект и отбор его к участию в Венецианском биеннале вызывал очень неоднозначную и противоречивую реакцию в печати и в художественных кругах. В печати отмечалось, что проект черкасского художника М. Сурка высматривал слишком уже "индивидуально". Споры вокруг него напоминали споры вокруг группы "Розвальни" - хотя резонанс был глухиший, ведь современное искусство не такое популярно, как эстрада. Но по существу спора были похожи - тем, что разговор от искусства отходил в иную плоскость. Позиция актуальных художников в целом была такая: "Культурная политика власти - ее самое слабое звено. Власть демонстрирует дилетантизм в культуре, не думает о незрелой культурной модернизации Украины. Государственные приоритеты в культуре - краеведение, архаизм и пуританство. И это - на фоне евроинтеграции! Но в своем нынешнем виде культура Украины в целом неинтегрируется в Европу. Потому что она - реликт сталинской культурной модели, которая обслуживала идеологию. А в настоящее время в Европе культура необслуживается идеологию. Она сама и есть идеология. Следовательно, государство должно четко осознать свои культурные потребности. Иначе результатом помаранчевой революции станет серая культурная реакция".

Не менее резко высказалась галерист Н. Филоненко в открытом письме через Интернет. Мол, мне нравится на своей кухне украшать окно полотенцами. Но мне не нравится, когда полотенце служит флагом, под которым выступают против развития современной украинской культуры. Биеннале в Венеции - это не презентация государственной идеологии или истории, а профессиональный форум, где показывают интеллектуальный и профессиональный уровень именно искусства. Венеция - не то место, где нужно доказывать миру, что мы любим Украину. Это естественно и не требует доказательства. "Не знаю, чем продиктовано решение министерства и комиссии презентовать именно проект Сурка. Это ли неожиданно массовая и непреодолимая любовь к украинскому селу? Но как-то не верится, что все они мечтают о том, чтобы надеть плахты и шаровары и работать на свекле. Увереннее всего, это чрезмерное желание отвечать новой культурной политике, как они ее, очевидно, себе представляют, принимая во внимание то, что нынешний президент уважает национальные традиции. Но на государственном уровне - это медвежья услуга тому же президенту" [3, 4]. Здесь следует отметить, что в 2005 году Украина вообще не планировала участвовать в биеннале. Бывшее правительство решило отказаться от участия. Но с приходом В. Ющенко это решение пересмотрели. Украина подала заявку с опозданием, но ее приняли как исключение. Поэтому, поездка наших художников в Венецию стала определенным достижением украинского изобразительного искусства. Но в печати отмечалось, что почти все экспозиции участников биеннале представили зрителям веер возможностей постмодернистской эстетики : от образного алогизма, парадоксальных метафор, к откровенному "маразмування", уличного балагану и образов человеческого дна. Лиризму, тем более сентиментальности, а также "празднику ума и сердца" в вакхической атмосфере биеннале места не осталось - все поглотил хоровод масок, изобретательных и лукавых. Карнавал биеннале показал - у него свои алгебра, время и пространство, в котором некстати искать логику и ценности повседневной жизни. В выигрыше оказались те, кто охотно выскользнул из своего "я" и временно воплотился у загадочных существ экспозиций. Они были перекон-ливишими, чем музейно-безукоризненная экспозиция М. Сурка с ее глубоким трагизмом и гражданским пафосом. Проект "Деть твои, Украйно", вмещенный в тесные низкие помещения, потерял свой эпический смысл, которым выделялся в киевской экспозиции. Трем экранам с видеорядом помаранчевой революции, очевидно, недоставало места, воздух и дыхания в убогих архитектурных объемах, которые, к величайшему сожалению, достались Украине при жеребьевке. Проект потерял масштаб и напряжение. В атмосфере тотальной постмодернистской игры наша национальная скорбь и радость не совпадала с настроенностью биеннале на игру и карнавальнисть.